RUcompany.ru



Компании в России

КОМИТЕТ ПО ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВУ И АРХИТЕКТУРЕ АДМИНИСТРАЦИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

191011, Санкт-Петербург, пл. Ломоносова, д. 2, тел.: (812) 315-52-16, (812) 710-48-03, факс: (812) 710-48-25
Подробные контакты

Список руководства

Харченко Олег Андреевич - председатель

Комитет по градостроительству и архитектуре ведет свою «родословную» от императорской Канцелярии от строений, образованной в 1723 г. Девиз работающих здесь профессионалов – «Помним прошлое, живем настоящим, думаем о будущем».

Петербург не зря называют плодом градостроительной воли, «самым умышленным городом». Своей красотой и уникальной формой он во многом обязан тому, что на протяжении всей трехсотлетней истории города строительство здесь планировали и контролировали специальные органы. За три века они семнадцать раз, считая нынешний Комитет, меняли свое название.


В 1703-1723 гг. Канцелярия городовых дел осуществляла надзор за возведением крепости на Заячьем острове, Адмиралтейства, строительством в городе и предместьях. Д. Трезини и Ж.-Б. Леблон разрабатывали первые планы застройки Санкт-Петербурга (1716).


В 1723-1765 гг. Канцелярия от строений контролировала государственное и гражданское строительство, руководила подготовкой мастеров строительного дела.


В 1737-1746 гг. Комиссия о санкт-петербургском строении составляла проекты планировки частей города – Адмиралтейской, Васильевского острова, Выборгской, Литейной, Московской, Охты и Петербургской стороны (планы П. М. Еропкина, М. Г. Земцова, И. К. Коробова); разрабатывала проекты «образцовых» домов и постановления по регулированию строительства; присваивала названия улицам и площадям. Петр Еропкин заложил трехлучевую систему магистралей.


В 1762-1797 гг. Комиссия о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы составляла проекты планировки и реконструкции для обеих столиц и более 300 губернских и уездных городов. Генеральный план А. В. Квасова (1763-1769) сформировал регулярную планировочную структуру Петербурга. В 1765-1766 гг. разрабатывались подробные планы левобережной части от Адмиралтейства до Фонтанки, определялись размеры и форма Дворцовой и Сенатской площадей, происходил переход к застройке «единою фасадою». Упорядочивалась уличная сеть города. Комиссия предусматривала создание площадей перед мостами и на перекрестках магистралей. За эталон высоты гражданских сооружений был принят Зимний дворец. Набережные Невы и ее рукавов были «одеты» в гранит.


В 1765-1769 гг. Канцелярия от строений ее императорского величества домов и садов (в 1769-1797 гг. – Контора от строений ее императорского величества домов и садов) руководила строительством дворцов и дворцово-парковых ансамблей.


В 1797-1802 гг. Гофинтендантская контора управляла строительством во всех частях города, ведала устроением южных предместий, занималась урегулированием вопросов постоя войск и городского благоустройства.


В 1802-1808 гг. Комитет для уравнения городских повинностей контролировал осуществление градостроительных планов на месте.


В 1808-1816 гг. Комитет городских строений занимался постройкой и ремонтом казенных зданий.


В 1816-1842 гг. Комитет строений и гидравлических работ, созданный с целью «поправления и постоянного введения надлежащей правильности, красоты и приличия в строениях всех частей города», стал центральным органом по руководству архитектурно-строительной практикой в столице. Он занимался выработкой норм и правил строительства (1820 г. – «Проект о каменных и деревянных строениях в Санкт-Петербурге»). Через Комитет проходили все проекты планировки, застройки и благоустройства, в том числе наиболее значительных ансамблей, определивших классицистический облик города. Его членами в различные годы являлись К. И. Росси, В. П. Стасов, А. П. Брюллов, К. А. Тон, А. К. Модюи, П. П. Мельников и др. С 1842 г. он вошел в состав 1-го округа путей сообщения.


В период 1842-1917 гг. отсутствовал полномочный орган, определявший градостроительную политику. Произошло усиление инициативного начала в строительной практике. Возросшая стоимость земельных участков обусловила чрезмерную плотность застройки кварталов доходными домами, появление дворов-»колодцев» и отказ от ограничения застройки по высоте. Наведение металлических мостов катализировало стремительное освоение новых районов. Центр города окружили промышленный пояс и рабочие слободы. Строительство и прокладка новых улиц велись по Плану урегулирования Санкт-Петербурга, высочайше утвержденному в 1880 г. Градостроительные проекты начала века (Л. Н. Бенуа, Ф. Е. Енакиева, И. А. Фомина), предлагавшие радикальную реконструкцию и упорядочение планировки центральных районов, остались на бумаге.


В 1919-1925 гг. Совет по урегулированию плана Петрограда воплощает ленинский план монументальной пропаганды и начинает составление новых градостроительных планов (Генеральный план Петрограда, созданный под руководством И. А. Фомина в 1923 г.), но их реализации препятствуют гражданская война, интервенция, разруха.


В 1925-1933 гг. Отдел планировки в составе Откомхоза Ленинградского совета рабоче-крестьянских и красноармейских депутатов проектирует и сооружает «жилмассивы» (крупные жилые комплексы на рабочих окраинах за Нарвской и Невской заставами, на Выборгской стороне, в западной части Васильевского острова) и первые дворцы культуры, фабрики-кухни, универмаги, дома-коммуны.


В 1933-1943 гг. Архитектурно-планировочный отдел (АПО) Ленсовета разработал в 1934 г. эскизный проект планировки Ленинграда (коллектив под руководством Л. А. Ильина), наметивший расширение города в южном, восточном и северном направлениях, разбивку полосы приморских парков на берегу Финского залива, благоустройство и озеленение центральных районов города. В конце 1930-х гг. архитекторы Н. В. Баранов и А. И. Наумов выбрали в качестве приоритетного южное направление и наметили создание там нового административного центра Ленинграда. Перед войной было развернуто массовое жилищное строительство на месте бывших деревень Автово и Щемиловки. Реализацию Генерального плана развития Ленинграда 1940 г. остановила Великая Отечественная война. Но уже в 1942 г. АПО начало рассматривать проблемы послевоенного восстановления города.


В 1943-1957 гг. Управление по делам архитектуры исполкома Ленсовета руководило всеми восстановительными работами; реконструкция сопровождалась научной реставрацией, старинным зданиям возвращался первоначальный облик. В 1948 г., после ликвидации наиболее тяжелых последствий войны и блокады, под руководством Н. В. Баранова и А. И. Наумова был разработан новый проект Генерального плана (откорректирован в 1951 г.), рассчитанный на 10–12 лет и предусматривавший расширение города во всех направлениях. Его осуществлению способствовал переход к типовому (серийному) проектированию и индустриальным методам строительства.


В 1957-1966 гг. строительство регулировалось Архитектурно-планировочным управлением (АПУ) Ленгорисполкома. За период 1957-1960 гг. проектной документацией было обеспечено строительство 6 млн кв. м жилья. К 1963 г. авторский коллектив под руководством В. А. Каменского и А. И. Наумова закончил разработку Генерального плана развития Ленинграда и пригородной зоны на расчетный срок 20–25 лет, намечавший рост городской застройки свыше 50 тыс. га.


В 1966-1988 гг. Главное архитектурно-планировочное управление (ГлавАПУ) исполкома Ленгорсовета стало ведущей организацией городского управления по вопросам строительства и благоустройства в Ленинграде, Пушкине, Павловске, Петродворце, Колпино, Кронштадте, Сестрорецком районе и на территориях лесопаркового защитного пояса. Его важнейшими задачами были реализация Генерального плана и повышение архитектурно-художественного качества нового строительства. Ленинград экстенсивно расширялся за пределами индустриального пояса. ГлавАПУ за годы существования разработало проекты застройки районов, где сегодня проживает 3/4 всех горожан, обеспечило проектной документацией строительство тысяч километров улиц и набережных, линий и станций метрополитена, систем инженерного обеспечения. В 1987 г. был утвержден Генеральный план развития Ленинграда и Ленинградской области на период до 2005 г. К 1988 г. ГлавАПУ разработало целевую комплексную программу «Ленинград. Жилище-2000».


В 1988-1991 гг. Управление «Ленглавархитектура» разрабатывало ведомственные строительные нормы проектирования планировки и застройки новых селитебных районов Ленинграда (1990 г.)


В 1991 г. был организован Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга.


Многие специалисты нынешнего КГА начинали работать в тот период, когда все происходящее в области градостроительства подлежало директивному планированию. Переход России к новой политико-экономической формации был стремительным и небезболезненным. Вместо единственного собственника и застройщика в лице государства появились тысячи частных владельцев и инвесторов, вместо единой цели – множество разнонаправленных коммерческих интересов. Градостроителям пришлось переучиваться, менять свою стратегию и тактику на ходу. Произошел переход от бюрократической «разрешительной системы» к методам нормативно-правового регулирования. Под руководством КГА была заново создана юридическая и информационная база градостроительной деятельности, жесткие директивы уступили место практике разработки гибких регламентов.


Однако кризис централизованного финансирования серьезно осложнил реализацию крупных инфраструктурных проектов, но, вопреки опасениям, не привел к «сумеркам градостроительной мысли». Напротив, именно в последние годы кардинально изменилось отношение к историческому наследию, были осознаны проблемы центра города и новостроек, намечены пути выхода из тупиковых ситуаций. Философией развития Петербурга стала реконструкция в самом широком смысле этого слова.


Лучшим подтверждением сказанному служит далеко не полный перечень работ, выполненных в последнее пятилетие под руководством Комитета: Федеральная программа сохранения и развития исторического центра Санкт-Петербурга до 2010 г.; концепции преобразований для более чем 30 зон инвестиционной активности – Апраксина двора, Сенной площади, Никольского рынка, территории завода «Вулкан», Конюшенной площади, Московской товарной станции, территории РНЦ «Прикладная химия» и др.; Схема укрупненного зонирования побережья Финского залива с предложениями по развитию существующих и созданию новых портовых районов; Проект развития Большого морского порта Санкт-Петербурга; Концепция развития градостроительного узла в районе аэропорта «Пулково»; Комплексная транспортная схема Санкт-Петербурга; градостроительные обоснования строительства автодорог нового поколения – Кольцевой автомобильной магистрали и Западного скоростного диаметра; Программа регенерации территорий, занимаемых судостроительной индустрией Санкт-Петербурга; Концепции генеральных планов Колпинского, Красногвардейского, Павловского, Петродворцового, Пушкинского районов, Кронштадта и др.; Генеральный план исторического центра Санкт-Петербурга и его пригородов. Осуществлению многих из этих проектов уже положено начало.


В 2001 г., в соответствии со своей основной функцией – разработкой и осуществлением градостроительной политики Санкт-Петербурга – Комитет приступил к созданию Генерального плана развития Санкт-Петербурга на 2005-2025 гг. Ныне действующий генплан Санкт-Петербурга и Ленинградской области утвержден в 1987 г., срок его службы истекает в 2005 г. Новый генеральный план будет двадцатым по счету, начиная от планов Доменико Трезини 1712 г. Разработка базового документа физического развития города займет около трех лет.


Прогноз физического развития Санкт-Петербурга базируется на нескольких ключевых моментах. Это стабильность, сбалансированность, реконструкция и органический рост. Новый генплан будет и покровительствовать застройщику от имени власти и указывать ему допустимую степень свободы действий в рамках целей, к которым город стремится. Поэтому он будет новым по форме.


Генплан в границах субъекта федерации (общая площадь рассматриваемой территории, включая 9 малых городов и 21 поселок, равна 139936 га) будет состоять из 7 планировочных блоков: генпланов исторического центра, так называемых внецентральных районов и Кронштадта, а также четырех планировочных направлений – Северо-Приморского, Балтийского, Невского и Южного. Генплан вберет в себя многие специализированные схемы – наработки последних лет, касающиеся инженерных, транспортных и социальных инфраструктур, а также жилищного и других видов строительства. Параллельно с генпланом будут разрабатываться «Правила застройки и землепользования Санкт-Петербурга», включающие схемы правового зонирования с регламентами для каждой зоны.


Главный архитектор Санкт-Петербурга и коллектив возглавляемого им Комитета видят свою миссию в том, чтобы инициировать решение неотложных проблем городского организма и объединить усилия партнеров – государства, городских властей и частного капитала – ради эволюции физического пространства города.



В структуру КГА входят:



1. БЛОК АРХИТЕКТУРНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ И ЭКОНОМИКИ


Блок включает в себя финансово-экономическое управление; управление государственного градостроительного кадастра; проектно-планировочное бюро дежурного плана, разрабатывающее проекты границ землепользования; отдел геолого-геодезической службы, являющийся генеральным заказчиком картографических, топографо-геодезических работ и инженерных изысканий; управление материально-технического снабжения и социальных вопросов. Руководит работой блока первый зам. председателя КГА Егги Валерий Николаевич (тел.: 315-5055; факс: 110-4576).



2. БЛОК ПРОЕКТНО-ПЛАНИРОВОЧНЫХ РАБОТ


В составе блока – Управление градостроительных обоснований развития города и Бюро Генерального плана Санкт-Петербурга, осуществляющие координацию и участвующие в создании широкого спектра стратегических программ, планировочных проектов и документов. Руководит работой блока зам. председателя КГА по проектно-планировочным работам Полищук Виктор Ефимович (тел./факс: 315-5196).



3. УПРАВЛЕНИЕ ЗАСТРОЙКИ ГОРОДА


Управление выдает застройщикам и заказчикам рекомендации по размещению объектов различного назначения, определяет участки застройки и готовит разрешительную документацию (архитектурно-планировочные задания, разрешения, заключения) на проектирование и строительство. Начальник УЗГ – зам. председателя КГА Кошарный Александр Петрович (тел.: 110-47-84; 311-10-75).



4. УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ГОРОДА


Управление составляет прогнозную модель инженерного и транспортного хозяйства Санкт-Петербурга, определяет мероприятия по инженерному и транспортному обеспечению площадок застройки и реконструкции, занимается вопросами экологии городской среды. Руководит работой Управления зам. председателя КГА, главный инженер Зенцов Виталий Николаевич (тел.: 311-1862; факс: 110-4504).


5. УПРАВЛЕНИЕ ЭСТЕТИКИ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ


УЭГС организует и координирует размещение объектов благоустройства, мелкорозничной торговли, рекламно-художественного и монументального оформления города и определяет цветовое решение окраски фасадов. Руководит работой Управления зам. председателя КГА, главный художник Санкт-Петербурга Уралов Иван Григорьевич (тел./факс: 311-81-83).



6. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АРХИТЕКТУРНО-СТРОИТЕЛЬНОГО НАДЗОРА


УГАСН осуществляет контроль над реализацией градостроительных и архитектурных проектов в соответствии с утвержденной проектно-планировочной документацией, правильностью использования земельных участков, строительством инженерных коммуникаций и дорожно-транспортных объектов, сроками производства и качеством строительных работ, качеством внешнего благоустройства. Начальник УГАСН – зам. председателя КГА Орт Александр Иванович (тел. 277-09-46; факс: 277-42-59).



ГЛАВНЫЕ АРХИТЕКТОРЫ ПЕТРОГРАДА – ЛЕНИНГРАДА – САНКТ-ПЕТЕРБУРГА



ФОМИН Иван Александрович (1872-1936)


В 1919-1921 гг. руководил архитектурной мастерской «Бюро по урегулированию плана Петрограда» при Петроградском совнархозе. Под его руководством и при его участии разработаны проектные предложения по устройству города-сада на Крестовском острове, благоустройству района Смольного, реконструкции территории Михайловского замка с Кленовой аллеей, планировке Большого проспекта Васильевского острова (все эти замыслы были реализованы только после Великой Отечественной войны).



ИЛЬИН Лев Александрович (1880-1942)


В 1923 г. создал Комиссию по перепланировке Петрограда при Отделе коммунального хозяйства (Откомхоз’е). Бюро занималось перепланировкой ряда территорий в связи со строительством трамвайных линий и прокладкой водопроводных магистралей; реконструкцией набережных и мостов после наводнения 1924 г. и проектированием жилищной застройки Московско–Нарвского района. Лично Л. А. Ильиным были разработаны проекты реконструкции западной оконечности Елагина острова, сквера перед зданием Биржи на Стрелке Васильевского острова, планировки района пр. Стачек.


С 1925 по 1938 г. – главный архитектор Ленинграда. Руководил разработкой Генерального плана развития города 1935 г. Основная особенность генплана 1935 г. – ориентация на развитие городских территорий в южном и юго-западном направлении путем продления Гороховой улицы и Вознесенского проспекта, а также удлинение Московского проспекта, на пересечении которого с центральной дуговой магистралью, связывающей Кировский, Московский и Невский районы должен был разместиться новый общегородской центр с площадью и Домом Советов (его строительство началось в 1936 г. по проекту Ноя Троцкого).



БАРАНОВ Николай Варфоломеевич


(1909-1989)


Главный архитектор Ленинграда с 1938 по 1950 г. В 1938-1939 гг. руководил переработкой Генерального плана 1935 г. Отказавшись от создания нового автономного центра на периферии города, предложил рассматривать центр города в качестве развитой архитектурной системы длиной около 9,5 км – от Адмиралтейства до Дома Советов, со стержнем в виде Московского проспекта.


В годы войны руководил проектированием и строительством укрытий и убежищ, маскировкой высотных доминант, стратегически важных объектов и памятников архитектуры, после войны – аварийно-восстановительными работами в Ленинграде, Колпино, Кронштадте, Пушкине, Петергофе, Павловске. Еще во время блокады (с 1942 г.) по его инициативе началась разработка планов послевоенного восстановления и развития города на Неве. Эти проработки завершились в 1948 г. утверждением нового генплана, основной идеей которого стал выход города к заливу и формирование его морского фасада на Васильевском острове.



КАМЕНСКИЙ Валентин Александрович (1907-1975)


В 1951-1971 гг. – главный архитектор города, начальник Управления по делам строительства и архитектуры Ленгорисполкома. Участвовал в подготовке проекта Генерального плана восстановления и развития Ленинграда 1948 г., руководил (совместно с А. И. Наумовым) составлением генплана развития Ленинграда 1965 г. В генплане 1965 г. основной упор делался на превращение Ленинграда в крупнейший промышленный центр страны. Идея создания морского фасада получила более глобальную урбанистическую трактовку, чем в генплане 1948 г.: речь шла уже не только о западной кромке Васильевского острова, но о выходе к морю трех районов – Кировского, Василеостровского и Ждановского – фронтом протяженностью 30-35 км.



БУЛДАКОВ Геннадий Никанорович


(1924-1990)


В 1971-1987 гг. – главный архитектор Ленинграда, начальник Главного архитектурно-планировочного управления, председатель Градостроительного совета. Руководил разработкой Генерального плана Ленинграда и Ленинградской области 1986 г. Ключевые моменты этого генплана – формирование новых жилых районов северного и южного побережий Финского залива, защита города от наводнений, строительство кольцевой автомагистрали вокруг города.



СОКОЛОВ Сергей Иванович (р. 1940)


Главный архитектор Ленинграда с 1988 по 1991 г.



ХАРЧЕНКО Олег Андреевич (р. 1948)


С 1992 г. – председатель Комитета по градостроительству и архитектуре, главный архитектор Санкт-Петербурга.

   регистрация
Ремонт квартир в Санкт-петербурге под ключ - частный мастер




Rambler's Top100
Яндекс цитирования




© RuCompany.ru 2006 - 2017
Любое полное или частичное воспроизведение материалов сайта
возможно только при наличии активной гиперссылки: Источник - RuCompany.ru
Или с письменного разрешения организаторов проекта