RUcompany.ru


Компании в России
ГП Государственное унитарное гидрографическое предприятиеМинистерства транспорта Российской Федерации

Государственное предприятие

Государственное унитарное гидрографическое предприятиеМинистерства транспорта Российской Федерации

190031, Санкт-Петербург, Московский пр., д. 12, тел.: (812) 310-3970, (812) 310-5212, тел./факс: (812) 310 3768, телекс: 121345 PTB SU
Подробные контакты

Список руководства

Клюев Евгений Васильевич - начальник

Государственное унитарное гидрографическое предприятие Министерства транспорта РФ является правопреемником Гидрографического управления Главсевморпути при Совете народных комиссаров СССР, образованного 25 июня 1933 года. Декретом №1606 и Постановлением СНК СССР № 1873 от 17 декабря 1932 года было учреждено Главное управление Северного морского пути (ГУСМП), которому была поставлена задача: «... проложить окончательно морской путь от Белого моря до Берингова пролива, оборудовать этот путь, держать его в исправном состоянии и обеспечить безопасность плавания по этому пути». Для навигационно-гидрографического обеспечения плавания судов по трассе СМП в составе ГУСМП приказом № 146 от 25 июня 1933 года образовано Гидрографическое управление ГУСМП при СНК СССР - с районом деятельности от Новоземельских проливов на западе до Берингова пролива на востоке.


В 1954 году ГУСМП из подчинения Совета министров СССР переведено в подчинение Минморфлота СССР и в 1954 году Гидрографическое управление преобразовано в Гидрографическое предприятие. В 1964 году было упразднено ГУСМП и Гидрографическое предприятие стало напрямую подчиняться Министерству морского флота СССР. В соответствии с Указом № 66 Президента Российской Федерации от 20 августа 1991 года Гидрографическое предприятие со всеми арктическими структурными подразделениями по состоянию на 1 сентября 1991 года принято в ведение Министерства транспорта Российской Федерации и получило название «Государственное гидрографическое предприятие», а с 1999 года - «Государственное унитарное гидрографическое предприятие Министерства транспорта Российской Федерации».


Изученность Арктических морей в гидрографическом отношении и обеспеченность их средствами навигационного оборудования находились на низком уровне. Необходимо было в кратчайшие сроки осуществить широкомасштабное развертывание гидрографических работ в весьма сложной природной обстановке, организовать слаженно действующую службу вдоль всей трассы СМП, технически оснастить ее и обеспечить высококвалифицированными кадрами.


С 1933 по 1941 годы в арктических морях было организовано более 80 гидрографических экспедиций. По результатам их работ было издано 38 морских навигационных карт и необходимые руководства для плавания. В 1934 году были начаты гидрографические исследования на крупнейших реках, впадающих в моря Северного ледовитого океана, а в 1936-1937 годы выполнены гидрографические (астрономические, геодезические, топографические) и гидрологические работы на реке Анадырь, впадающей в Берингово море.


К началу Великой Отечественной войны на трассе СМП уже действовало 265 светящих навигационных знаков, в единую сеть средств навигационного оборудования были включены радиотехнические средства - радиомаяки, устанавливаемые на полярных станциях. На трассу СМП было издано 80 карт. С 1934 по 1940 год были изданы лоции на все моря трассы СМП, а также появились описания по средствам навигационного оборудования.


В тяжелейших условиях войны 1941-1945 годов полярники и гидрографы обеспечили значительное увеличение объема морских транспортных перевозок оборонного и народнохозяйственного назначения. За годы военных навигаций перевозки по СМП увеличились вдвое, а завоз грузов морем в Якутию увеличился в пять раз. С 1933 по 1945 годы было выполнено более 170 тысяч километров промера. К концу 1945 года на трассе СМП действовало уже порядка 1000 различных средств навигационного оборудования.


После окончания войны Гидрографическое управление приступило к планомерному решению вопросов организации и методики выполнения гидрографических исследований в Арктике. Вся организационная структура была перестроена. Вместо малочисленных и слабо технически оснащенных гидрографических партий и групп, отправляемых из Ленинграда и Архангельска, непосредственно в Арктических районах были созданы постоянно действующие крупные подразделения Гидрографического управления (позднее - Гидрографического предприятия) - гидрографические базы, являющиеся органами арктической гидрографии в районах трасс СМП. С 1941 по 1970 годы были созданы Архангельская, Тиксинская, Провиденская, Диксонская, Хатангская, Певекская (с 1988 года - лоцмейстерско-гидрографический отряд Провиденской гидрографической базы), Игарская и Колымская гидрографические базы (с 1999 года все вышеуказанные арктические подразделения предприятия стали его филиалами). В 1945 году создается камеральное производство для обработки полевых материалов гидрографических и астрономо-геодезических работ, выполняемых полевыми подразделениями. Создаются крупные зимовочные и сезонные гидрографические экспедиции, выполняющие весь комплекс гидрографических, астрономических и топографо-геодезических работ. Темпы и, главное, качество гидрографических исследований арктических морей стали неуклонно расти.


В 1945-1947 годы издаются атласы рек Яны и Лены. В конце 1940-х годов начинается сооружение навигационных знаков башенного типа (о-ва Дунай, Вилькицкого, Муостах). Постоянно совершенствовалась техника и технология уникального, и зачастую единственно возможного в Арктике, промера со льда, объем которого составил около 20% от общего объема промера, выполненного за всю историю Гидрографического предприятия.


Для обеспечения координирования промерных работ на островах и побережье морей Северного ледовитого океана Гидрографическим управлением, а позднее - предприятием, выполнен большой объем астрономических и топографо-геодезических работ. Совместно с отделом аэрофотосъемки и картографии института «СоюзморНИИпроект» созданы топографические карты масштаба 1:25000 на значительные участки побережья Карского моря от о. Диксон до мыса Челюскин, включая шхеры Минина и архипелаг Норденшельда, а также рек Енисей, Хатанга и Колыма; масштаба 1:50000 - островов Земля Франца-Иосифа и Северная Земля. В 1980-е годы с использованием спутниковой геодезической аппаратуры предприятием выполнена геодезическая привязка многих островов морей Северного ледовитого океана к общегосударственной системе координат. Все вышеуказанные работы приняты по актам Государственными комиссиями Госгеонадзора.


На смену гидрографическим ботам постройки 1935-1938 годов и нескольким переоборудованным для гидрографических работ пароходам пришла крупная серия судов, специально сконструированных для выполнения гидрографических исследований. С 1967 года в работу включились новые исследовательские ледоколы «Петр Пахтусов» и «Георгий Седов», способные производить гидрографические работы среди льдов северных районов арктических морей. В 1970-е годы в состав флота Гидрографического предприятия поступила серия уникальных специализированных лоцмейстерско-гидрографических судов усиленного ледового класса «УЛ» финской постройки.


В конце 1970-х годов впервые в стране в эксплуатацию на 5-ти гидрографических судах предприятия были введены автоматизированные гидрографические комплексы типа «Автокарта» на базе передовых импортных мини-ЭВМ. В истории гидрографического изучения Арктических морей началась эра «цифровой гидрографии».


Значительный рост грузооборота и оживление судоходства в Арктическом бассейне после ввода в строй мощных атомных ледоколов с большой осадкой в конце 1970-х - начале 1980-х годов требовали дальнейшего совершенствования навигационно-гидрографического обеспечения (НГО) Северного морского пути. С этой задачей Гидрографическое предприятие успешно справилось, и к концу 1980-х годов была создана комплексная система НГО безопасности мореплавания, в целом отвечающая национальным и международным требованиям и осуществляемая в настоящее время по следующим основным направлениям:


• изучение подводного рельефа Арктических морей и внутренних водных путей в целях издания навигационных карт, составления руководств и пособий для плавания;


• оборудование трасс средствами навигационного ограждения и обеспечение их работы по регламенту;


• информирование мореплавателей об изменениях навигационной обстановки;


• осуществление НГО и лоцманских проводок на реках Енисей, Хатанга, Анабар и Колыма общей протяженностью 686 миль;


• выполнение мероприятий по предотвращению загрязнения Арктических морей нефтепродуктами.


В настоящее время Гидрографическое предприятие обеспечивает безопасность плавания судов и кораблей независимо от их ведомственной и национальной принадлежности на акватории 6 из 13 морей, омывающих побережье России, и безопасные условия доставки грузов в 12 арктических портов и порядка 80 пунктов рейдовых выгрузок. Протяженность береговой линии материка и островов, обслуживаемых предприятием, включая Землю Франца-Иосифа в Баренцевом море и северную часть Берингова моря до бухты Провидения, составляет соответственно 19106 км и 21283 км. Кроме этого, Гидрографическое предприятие осуществляет комплекс работ по обеспечению безопасности судоходства на реках Енисей (до Игарки), Хатанга, Анабар, Котуй, Попигай, Хета, Колыма и на выходе из реки Лена по Быковскому фарватеру.


За годы своего существования Гидрографическим предприятием организовано и проведено около 1500 различных экспедиций в Арктике. В морях Северного ледовитого океана выполнено порядка 5300000 линейных километров съемки рельефа дна. Комплект созданных на основе этой съемки морских карт на трассы СМП составляет около 800 адмиралтейских номеров, из них 359 единиц открыты для общего мореплавания, в том числе 86 единиц - на английском и русском языках. На все Арктические моря России изданы и поддерживаются на уровне современности лоции и другие необходимые пособия. В 1996 году впервые издано «Руководство для сквозного плавания судов по Северному морскому пути» на английском языке. Составлены планы подходов к основным пунктам рейдовой выгрузки и подробные карты для плавания морских судов по рекам Енисей, Хатанга, Анабар и Колыма. Установлено вдоль трасс Северного морского пути и в настоящее время обслуживается около 2,4 тыс. различных средств навигационного оборудования (СНО). Создана необходимая гидрографическая инфраструктура, обеспечивающая выполнение круглогодичной навигации в Западном секторе Арктики на участке «Мурманск-Дудинка».


Значительный объем гидрографических исследований выполнен арктическими гидрографами и в Антарктике. 44 работника Гидрографического предприятия принимали участие в 23-х Советских антарктических экспедициях. По результатам гидрографических работ изданы крупномасштабные карты подходов к антарктическим станциям Мирный, Молодежная и Беллинсгаузен. Специалисты Гидрографического предприятия также оказывали помощь в навигационно-гидрографическом обеспечении безопасности плавания судов в развивающихся странах - Гвинее, Мозамбике, Шри Ланке, Вьетнаме, Кубе, Йемене.


Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября 1977 года коллектив Гидрографического предприятия награжден орденом Трудового Красного Знамени.


На рубеже XX и XXI веков предприятие располагает крупнейшим в мире флотом гидрографических судов усиленного ледового класса. Построенные в 1990-1991 годы суда «Алексей Марышев», «Григорий Михеев» и «Петр Котцов» оснащены автоматизированными информационными системами сбора, регистрации, отображения и редактирования гидрографической информации, позволяющими реализовать единую цифровую технологию съемки рельефа дна, обработки гидрографических материалов и картосоставления, в том числе непосредственно на борту судна.


На пороге XXI века существенно возросло значение Арктики в целом и Северного морского пути в частности. Возрастают перспективы международного коммерческого использования СМП иностранными судами.


Реализация современной высокоэффективной и конкурентоспособной системы морского транспорта в Арктике невозможна без совершенствования навигационно-гидрографического обеспечения (НГО) Северного морского пути (СМП). Вместе с тем, в 1995-1999 годы по разным причинам, прежде всего финансово-экономического характера, комплексная система НГО претерпела серьезные негативные изменения, что остро поставило вопрос о необходимости решения задач ее развития, в том числе с учетом перспективы превращения СМП в международную транзитную транспортную магистраль.


В соответствии с приказом Министра транспорта Российской Федерации №75 от 5 октября 1994 года «О реализации постановления Правительства Российской Федерации о мерах по совершенствованию управления Северным морским путем» Государственное гидрографическое предприятие на основе анализа международных и национальных требований по безопасности мореплавания подготовило Предложения по совершенствованию НГО на трассах СМП и разработало с учетом Постановления Правительства Российской Федерации № 237 от 7 марта 1995 года «О проведении работ по использованию навигационной спутниковой системы «ГЛОНАСС» в интересах гражданских потребителей» Программу совершенствования НГО, предусматривающую внедрение новейших технологий в области обеспечения безопасности мореплавания на трассах СМП, в том числе параллельное проведение работ по следующим направлениям:


• развертывание, испытание и ввод в эксплуатацию сети из 12 береговых дифференциальных станций глобальных навигационных спутниковых систем, предусмотренных проектом «Межведомственной программы оборудования побережья морей в Российской Федерации дифференциальной подсистемой «ГЛОНАСС/GPS» в интересах обеспечения безопасности мореплавания»;


• создание банка данных электронных навигационных карт (ЭНК) на трассы СМП, отвечающих требованиям Стандарта Международной гидрографической организации S-57, системы корректуры и электронно-картографического сервиса;


• разработку соответствующих требованиям Международной морской организации морских электронных картографических навигационных информационных систем ECDIS для ледоколов, танкеров, транспортных, гидрографических, геологоразведочных и других специальных судов и лоцманских служб арктических рек.


Важнейшие программные мероприятия, разработанные предприятием в виде инвестиционного проекта «Совершенствование системы НГО национальной арктической транспортной магистрали России - Северного морского пути», вошли в качестве первоочередных в подпрограмму 8 «Транспортные коммуникации России в Мировом океане» Федеральной целевой программы «Мировой океан» и реализуются Гидрографическим предприятием с 1995 года.


В 1995-1999 годы предприятием проведена успешная опытная эксплуатация четырех трех-дифференциальных станций DGPS производства фирмы Trimble Navigation Ltd на объектах предприятия в Западном секторе Арктики. Ввод в официальную эксплуатацию станций начнется уже в 2000 году.


В 1995 году Гидрографическом предприятии создано Цифровое картографическое производство, закуплена и введена в эксплуатацию первая очередь технологического оборудования для производства электронных навигационных карт, соответствующих требованиям Стандарта Международной гидрографической организации S-57, на базе географической информационной системы СARIS канадской фирмы Universal systems Ltd, сканерной технологии и высокопроизводительных рабочих станций. В 1999 году завершен первый этап создания банка данных ЭНК на Северный морской путь. Все основные трассы СМП перекрыты электронными навигационными картами масштаба не мельче 1:700000, а проливы и устьевые участки рек Енисей, Обь и Колыма - ЭНК масштабов 1:10000 - 1:200000.


В 1996 году закончена разработка электронной картографической системы «ТРИС-100», предназначенной для обеспечения безопасности мореплавания и соответствующей «Технико-эксплуатационным требованиям к ЭКС» Росморфлота России. Система работает с базой данных ЭНК, изготовленных в соответствии со Стандартом МГО S-57/DX-90, и обеспечивает решение широкого круга задач для осуществления безопасного мореплавания, ведения электронной прокладки, планирования маршрута, контроля при следовании по заданному маршруту и обработки навигационной информации.


С 1996 года ЭКС «ТРИС-100» эксплуатируется на гидрографических судах предприятия и испытывается на атомных ледоколах Мурманского морского пароходства «Вайгач», «Таймыр», «Капитан Драницын» и «Советский Союз». Проведены успешные комплексные испытания работы сети 4-х дифференциальных станций и ЭКС «ТРИС-100» с банком данных ЭНК. По спутниковым каналам системы INMARSAT отработана передача корректурной информации ЭНК и закодированных в S-57 файлов ледовой информации на борт ледокола «Советский Союз». Двенадцатью портативными комплектами ЭКС «ТРИС-100», которые используются при выполнении проводок морских судов по реке Енисей, оснащена Лоцманская служба предприятия. ЭКС «ТРИС-100» является ядром разрабатываемой по Государственному контракту с Министерством транспорта РФ Арктической электронной картографической навигационной информационной системы ECDIS «ТРИС-100W», соответствующей требованиям стандарта S-52 Международной морской организации. Разработку арктической ECDIS, включая модуль получения корректуры по спутниковым каналам связи, предприятие планирует завершить в 2000 году.


Необходимо подчеркнуть, что реализация предлагаемых мероприятий в комплексе с действующей системой НГО и дальнейшей ее модернизацией не только существенно повысит безопасность мореплавания на трассах Северного морского пути в соответствии с международными требованиями, но и обеспечит решение множества задач, выполняемых в Арктическом регионе различными ведомствами и организациями России.





Rambler's Top100

Яндекс цитирования







© RuCompany.ru 2006 - 2024
Любое полное или частичное воспроизведение материалов сайта
возможно только при наличии активной гиперссылки: Источник - RuCompany.ru