RUcompany.ru


Компании в России
МУ Национальный культурный центр «Силэмсэ» села Ачан

Муниципальное учреждение

Национальный культурный центр «Силэмсэ» села Ачан

682636, Ачан, Амурский р-н, с. Ачан, Советская ул., д. 23, тел.: 45-448, 45-462, 45-433
Подробные контакты

Список руководства

Иголкин Михаил Алексеевич - Начальник отдела культуры и искусства администрации Амурского муниципального района

Нанайцы (гольды) – одна из коренных малочисленных народностей Севера, проживающая на территории Хабаровского края и Китайской Народной Республики (провинция Хэйлуцзян). Российской стороной на государственном уровне уделяется очень большое внимание вопросам сохранения самобытной нанайской национальной культуры.

Основой деятельности Центра является изучение и популяризация национальной культуры, работа кружков декоративно-прикладного искусства, возрождение народных промыслов и ремесел. Такая обширная разносторонняя деятельность позволяет сформировать у детей и молодежи представление обо всем комплексе традиционной культуры своего района (фольклор, народные промыслы, обряды, празники, народная медицина, игры, этикет, одежда).

Сегодня в Национальном культурном центре «Силэмсэ» села Ачан существуют две творческие группы – народный ансамбль «Сиун» и детский образцовый ансамбль «Тасима».

Созданный в 1958 году работником культуры Валентиной Сергеевной Киле нанайский национальный фольклорный ансамбль «Сиун» («солнце») еще в далекие 50-е годы прошлого века впервые познакомил москвичей и гостей столицы с традиционной культурой этого маленького северного народа, покорив всех своей непосредственностью и обаянием. Шли годы, менялся состав участников, репертуар коллектива, но неизменным оставалось одно – пропаганда сценическими средствами творческого наследия предков.

С 1982 года руководит ансамблем «Сиун» Н. П. Гейкер, уроженка села Ачан, выпускница вокального отделения Хабаровского училища искусств и Хабаровского государственного института культуры Нина Павловна является единственным в крае руководителем национального коллектива художественной самодеятельности, ориентированным на пропаганду аутентичного фольклора в современной интерпретации. Воплощенный ею сценический вариант обряда «Каса» (проводы в потусторонний мир) не имеет аналогов в мире. Кроме того, в 1986 году Ниной Павловной Гейкер был создан детский ансамбль-спутник «Тасима» («Лепешечка»). Руководителю коллектива, помимо организационных и творческих задач, пришлось учить детей нанайскому языку. Тогда же Нина Павловна провела другую большую работу – она убедила почти всех женщин села Ачан возродить искусство национальной вышивки и выделки рыбьей кожи, а участников творческого коллектива и сельчан – собирать нанайский фольклор. Поэтому-то участники художественной самодеятельности из Ачана не повторяют в своих программах удачные находки других ансамблей. Каждый их номер – это страница в мир прошлого нанайского народа, показанный зрителю в доступной и очень эффектной форме.

Собранный участниками коллектива нанайский фольклор привлекает ученых, композиторов, музыковедов, российских и иностранных фольклористов. Способствуют формированию репертуара и композиторы-любители. С их помощью создано множество выразительных концертных номеров, в том числе: «Танец влюбленных» (по мотивам обряда «Очищение»; слова и музыка – А. Ходжер, вокальное сопровождение – Н. Гейкер); танец «Волна» (по легенде об озере Болонь; слова и музыка – В. Киле); «Песня-легенда «Сказочный мэргэн» (на слова и музыку, написанные большим другом ансамбля, его добровольным куратором, знатоком родного нанайского фольклора П. К. Киле). В течение нескольких лет Понгса Константинович не только консультировал руководителей коллектива по вопросам нанайской культуры, но и помогал изготавливать женские национальные украшения (серьги), музыкальные инструменты – дучике (амурская скрипка), учил игре на традиционных нанайских музыкальных инструментах «пиоки» (из стеблей дудника), «капя» (из стеблей камыша), национальным играм и многому другому, заложив тем самым основы создания Национально-культурного центра «Силэмсэ» («Родничок»). Многим этот коллектив обязан и художнику-резчику по дереву Николаю У, который впоследствии стал хорошо известен не только в России, но и за рубежом. Его талантливыми руками были изготовлены предметы нанайского быта, ставшие украшением бытовых сцен, инсценированных ансамблем «Сиун».

Детский ансамбль-спутник «Тасима» спустя всего три месяца после решения о создании коллектива, в июне 1986 года, весело распевал на сцене Хабаровского театра музыкальной комедии на празднике Севера Зоны Сибири и Дальнего Востока песню «Тасима» на нанайском языке. После удачного выступления этот номер и дал название ансамблю. Вскоре дети демонстрировали свои знания нанайской культуры в музее этнографии Ленинграда на выставке «Дети Севера: жизнь и творчество». Там же впервые был показан уникальный номер – танец «Воронята», поставленный талантливым балетмейстером Мадо Дечули.

Когда-то это был просто фольклорный ансамбль при сельском Доме культуры. Позже он стал визитной карточкой Дома фольклора села Ачан, и, наконец, в 1997 году – Национально-культурным центром «Силэмсэ». Таков путь этого коллектива за 50 лет. Сегодня в штате Центра есть свои балетмейстеры, костюмеры, художники-оформители. Эти люди делают все, чтобы сохранить преемственность и развитие народных традиций. Им аплодировали в России (Москва, Ленинград, Новосибирск, Владивосток, Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Амурск), Соединенных Штатах Америки (Нью-Йорк, Вашингтон, Филадельфия, Анкоридж), Болгарии (Варна), Франции (Перпиньяк, Канет), Китайской Народной Республике.

Рост исполнительской культуры и мастерства участников ансамблей «Сиун» и «Тасима» – заслуга их руководителей. Балетмейстер В. А. Киле и художественный руководитель Н. П. Гейкер находятся в постоянном поиске новых форм и методов работы, направленных на пропаганду народных традиций. Своему творческому успеху они во многом обязаны административной и финансовой помощи отдела культуры и искусства администрации Амурского района, который вот уже более 25 лет возглавляет М. А. Иголкин. Без личного участия Михаила Алексеевича в делах Национального культурного центра «Силэмсэ» его коллективы не смогли бы стать одними из лучших в Дальневосточном регионе.





Rambler's Top100

Яндекс цитирования







© RuCompany.ru 2006 - 2024
Любое полное или частичное воспроизведение материалов сайта
возможно только при наличии активной гиперссылки: Источник - RuCompany.ru