|
Государственное Унитарное ПредприятиеНАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ МОСТОВ ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ |
|
|
|
190031, Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 113, тел.: (812) 310-1716, факс: (812) 310-7478 Подробные контакты | | |
| Научно-исследовательский институт мостов был организован при Ленинградском институте инженеров железнодорожного транспорта на основании Постановления Совета Министров СССР от 31.07.1946 г. №1709 и приказа МПС от 7.12.1946 г. №868Ц. Основателем и первым директором института был доктор технических наук, профессор Константин Георгиевич Протасов. На Научно-исследовательский институт мостов было возложено выполнение задач в области:
• широкого применения сварки в строительстве железнодорожных мостов;
• изыскания рациональных типов мостовых конструкций для индустриального изготовления и скоростного строительства мостов;
• изыскания и разработки новых методов производства работ по строительству мостов, механизации и производству этих работ скоростными методами;
• разработки и изготовления опытных образцов новых типов измерительных приборов, применяемых при испытаниях и содержании мостов;
• изучения мостового хозяйства и обобщения опыта эксплуатации мостов;
• оказания помощи эксплуатационным, проектным и строительным организациям железнодорожного транспорта в разрешении отдельных сложных вопросов, требующих проведения научных исследований.
Указанные основные направления деятельности института являются приоритетными и в настоящее время.
Комплексные исследования и опытные работы по проблеме создания сварных пролетных строений для железнодорожных мостов развернулись в институте уже в 1947 году. Начались исследования в области рациональных типов сварных пролетных строений, материалов для их изготовления, заводской технологии и монтажа. Были организованы обследования и испытания эксплуатируемых и вновь сооруженных сварных мостовых конструкций. Решались также вопросы индустриализации строительства мостовых опор. Создавалось специализированное оборудование для изготовления и монтажа сварных конструкций, а также приборы для их испытания.
Успешные поиски рациональных сварных мостовых конструкций и прогрессивной технологии сварки, осуществленные в Институте злектросварки и НИИ мостов в конце 1940-х и начале 1950-х годов, позволили создать впервые в стране цельносварные пролетные строения со сквозными фермами под железную дорогу.
Институт является одним из признанных лидеров в создании, совершенствовании и внедрении в широкую практику методов и средств неразрушающего контроля сварных соединений. В 1947 году в институте создается лаборатория радио- и гаммаграфирования. Параллельно обосновываются принципы построения специализированных дефектоскопов для контроля сварных соединений и создаются их первые образцы, имеющие ряд принципиальных отличий от зарубежных приборов аналогичного назначения. В 1961 году была утверждена в МПС методика и инструкция по ультразвуковому контролю сварных стыков рельсов на РСП. Ежегодно на РСП контролируется более 600 тысяч сварных стыков, а в пути – более 2 миллионов. Синтезированная в то время функциональная схема дефектоскопа стала классической: на ее основе разработаны и выпущены промышленностью дефектоскопы УЗД-59ИМ, УЗД-60ИМ, ДУК-11ИМ, ДУК-13ИМ, «Рельс-6» общим числом более 7 тыс. шт., имевшие принципиальные преимущества по сравнению с другими аппаратами. Предложенные НИИ мостов принципы и теория ультразвуковой дефектоскопии позволили создать первый дефектоскоп многоцелевого назначения УЗД-НИИМ-6М, который в настоящее время является основным рельсовым дефектоскопом (эксплуатируется более 2,5 тыс. приборов) и не имеет аналога за рубежом. К значительным научным результатам в области ультразвуковой дефектоскопии, полученным в НИИ мостов, относятся разработка теории автоматизированного ультразвукового контроля сварных соединений, создание автоматизированных компьютерных систем обработки данных скоростного контроля рельсов. Важное место в работах НИИ мостов последних лет занимает развитие и совершенствование системы неразрушающего контроля деталей и узлов вагонов. Совместно с другими организациями выполненные исследования по созданию новых дефектоскопов УДС1-22 (1992), УДС2-32 (1998), устройство УСК (1995-1998) и УР (1997-1998) и освоено их серийное производство. В организациях МПС широко используются разработанные в НИИ мостов технологии ультразвукового контроля элементов колесных пар, а также сварных швов котлов цистерн вагонов.
Большим вкладом института в развитие отечественного мостостроения явились первые в нашей стране работы по применению при строительстве мостов нового типа монтажных соединений – высокопрочных болтов. Успехи в области сварки и освоения фрикционных соединений позволили полностью вытеснить клепку не только на заводах, но и на монтаже. Таким образом, к началу 1960-х годов была создана в основном научно-техническая база для перехода в мостостроении к современным болто-сварным конструкциям.
Крупным вкладом НИИ мостов в развитие технического прогресса в мостостроении явились работы по созданию глубоких фундаментов мостовых опор из железобетонных свай и оболочек, погружаемых в грунт вибраторами. Этот прогрессивный тип фундаментов, вытеснивший дорогостоящие опускные колодцы и кессоны, в настоящее время получил широкое распространение и признание во всем мире.
Большой цикл исследований провел НИИ мостов в области динамики железнодорожных мостов. Теоретические и уникальные натурные экспериментальные работы по изучению процессов взаимодействия мостов с подвижным составом при скорости движения до 200 км/час позволили разработать современные нормативы учета динамического воздействия поездов на мосты и установить требования к их жесткости.
В настоящее время институт принимает активное участие в создании автоматизированной системы управления эксплуатацией и ремонтом пути и сооружений (АСУ ИССО) с пакетами прикладных программ по условиям пропуска нагрузки и другими расчетными программами. Такие пакеты уже эксплуатируются на ряде железных дорог: Октябрьской, Северной, Московской, Приволжской, Куйбышевской и др.
Результаты проводимых в НИИ мостов исследований в области металлических и железобетонных мостов нашли широкое применение при строительстве и реконструкции ряда крупных городских железнодорожных и автодорожных мостов во всех регионах России, в том числе мосты через р.Неву: Финлядский, Александра Невского, Большеохтинский, мосты через реки Обь в Новосибирске, Шексну в Череповце, канал имени Москвы у Химок, Амур в Комсомольске-на Амуре и другие. В настоящее время сотрудники института принимают участие в работах по реконструкции Ушаковской развязки в Санкт-Петербурге, моста через Амур в Хабаровске, разработке конструктивных решений пролетных строений моста через р. Москву в Лужниках.
Ежегодно сотрудники института выполняют большой объем работ по договорам с Министерством путей сообщения и железными дорогами России по вопросам разработки и применения ультразвуковых неразрушающих методов контроля ответственных технических объектов железнодорожного транспорта.
Работы НИИ мостов получили широкое признание инженерной и научной общественности страны. Коллектив института награжден двумя дипломами ГКНТ и ВЦСПС, пятью дипломами ВДНХ СССР, два сотрудника были удостоены Ленинской премии, два – Государственной премии, трое стали лауреатами премий Совмина СССР. Работы НИИ мостов неоднократно экспонировались на ВДНХ, многие сотрудники награждены медалями Выставки.
Сотрудники института обладают достаточным опытом и квалификацией для решения задач по содержанию инженерных сооружений и пути, разработке новых конструкций для высокоскоростных линий, развитию методов и технологий неразрушающего контроля объектов народного хозяйства. Результаты исследований, которые проводят специалисты НИИ, широко применяются при строительстве и эксплуатации железнодорожных, автодорожных и пешеходных мостов в разных регионах России и за ее пределами. |