RUcompany.ru


Компании в России
 Российский Государственный Педагогический Университет имени А. И. Герцена

Российский Государственный Педагогический Университет имени А. И. Герцена

191186, Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, д. 48, тел.: (812) 312-4492, (812) 311-3511, факс: (812) 312-1195, (812) 312-4272
Подробные контакты

Список руководства

Бордовский Геннадий Алексеевич - ректор
 Российский Государственный Педагогический Университет имени А. И. Герцена.


 Российский Государственный Педагогический Университет имени А. И. Герцена. Собрание старопечатных книг библиотеки РГПУ 
(фонды библиотеки насчитывают более 3 млн книг).
Собрание старопечатных книг библиотеки РГПУ (фонды библиотеки насчитывают более 3 млн книг).


 Российский Государственный Педагогический Университет имени А. И. Герцена. Коллектив лаборатории «Физика диэлектриков» исследует электрофизические свойства полимерных электретов.
Коллектив лаборатории «Физика диэлектриков» исследует электрофизические свойства полимерных электретов.


 Российский Государственный Педагогический Университет имени А. И. Герцена. Сотрудники проблемной лаборатории нитросоединений разрабатывают новые методы синтеза лекарственных препаратов.
Сотрудники проблемной лаборатории нитросоединений разрабатывают новые методы синтеза лекарственных препаратов.


 Российский Государственный Педагогический Университет имени А. И. Герцена. Многофункциональный лабораторно-компьютерный комплекс 
психолого-педагогического факультета.
Многофункциональный лабораторно-компьютерный комплекс психолого-педагогического факультета.


 Российский Государственный Педагогический Университет имени А. И. Герцена. Проректор по научной работе, руководитель научно-исследовательской части университета, Заслуженный деятель науки РФ, 
член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, 
профессор Владимир Валентинович Лаптев с коллегами.
Проректор по научной работе, руководитель научно-исследовательской части университета, Заслуженный деятель науки РФ, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор Владимир Валентинович Лаптев с коллегами.


РГПУ им. А.И.Герцена - одно из крупнейших высших учебных заведений страны. Его становление неразрывно связано с историей Санкт-Петербурга, где по инициативе государственного деятеля и просветителя И. И. Бецкого был создан Воспитательный дом, который 2 (13) мая 1797 года Указом Павла I получил самостоятельный статус Петербургского воспитательного дома и в XIX – начале XX века стал развиваться как комплекс педагогических заведений: Учительская семинария, Училище глухонемых, Профессиональное женское училище, Николаевский Сиротский и Женский педагогический институты и др.

В результате реформы в 1918 г. на этой базе открывается высший педагогический институт, официально названный «III Педагогическим», получившим 3 мая 1919 г. статус государственного. 15 января 1920 г. ему присвоено имя русского писателя и общественного деятеля А. И. Герцена. С 1925 г. он стал называться Ленинградским государственным педагогическим институтом.


В 1920-е годы Герценовский институт был единственным многопрофильным высшим педагогическим учебным заведением страны, где имелось 10 отделений. За весь период развития вуз интегрировал более 60 учреждений образования и науки, вобрав в себя огромный теоретический и практический потенциал.


Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена всегда был известен своими научными школами в области педагогики, языкознания, физики, химии, биологии, истории, географии и др. наук. Эти школы часто возглавляли ученые с мировой известностью, внесшие неоценимый вклад в информационный фонд страны и всего человечества: С. В. Лебедев, И. В. Курчатов, Е. В. Тарле, Ю. М. Шокальский и др.


История педагогического университета связана не только с развитием передовых педагогических методик воспитания и обучения, но и с важнейшими для своего времени открытиями в области промышленности, промышленных технологий и их внедрения. В 1797 г. при Воспитательном доме открывается Мануфактура, где впервые был введен новый способ обработки хлопчатой бумаги и приготовления из нее тканей. Исследования, проводимые на Карточной фабрике Воспитательного дома, послужили базой для создания Комбината цветной печати. В 1868 г. открывается отделение, где ведутся медицинские исследования по изготовлению препаратов против эпидемических болезней. Лимфа, полученная здесь, рассылается в различные губернии России. С 1873 г. функционирует специальное отделение для разработки и внедрения научных исследований по изготовлению суррогатов – заменителей женского молока. Производились опыты и внедрение искусственного вскармливания.


В начале ХХ в. в вузе работали ученые, внесшие значительный вклад в развитие промышленности: основатель оптической промышленности, профессор А. Л. Гершун; академик, астроном С. П. Глазенап; химик, генерал, академик В. Н. Ипатьев, заложивший основы новой химии по производству материалов для авто- и авиапромспорта, в т. ч. по разработке промышленных процессов производства авиационных бензинов; основоположник производства промышленности синтетического каучука С. В. Лебедев, профессор А. Е. Ферсман – основоположник геохимии, разработавший геохимические методы поисков полезных ископаемых и другие. Разработки кафедры геологии позволили основать новую отрасль промышленности – каменнолитейного дела. В 1920-1940 гг. разработки кафедры теоретический физики по деформации эллиптического кольца под влиянием внешней нагрузки используются при расчете шпангоутов подводных лодок. Исследования кафедры органической химии были использованы в производстве витаминных препаратов. В 1950-1970 гг. на химическом факультете ведутся исследования новых веществ, активных при борьбе с насекомыми, проводятся исследования по использованию окиси и кетокислот в качестве заменителей аминокислот при обогащении кормов животных. Работы по проблемам полупроводников и диэлектриков были использованы для разработки низкотемпературных холодильников, в счетно-решающих устройствах, радиотехнической промышленности.


В 1980-е годы научно-исследовательская работа ученых института была отмечена двумя премиями Совета Министров СССР, Государственной премией Латвийской ССР, четырьмя серебряными и девятью бронзовыми медалями ВДНХ СССР. Так, премией СМ СССР было отмечено создание и внедрение в народное хозяйство электрофотографических копировальных аппаратов и селенирование электрофотографических цилиндров. На внешний рынок на основании соглашения с фирмой «Сиба - Гейги» (Швейцария) был выведен лекарственный препарат тималин, синтезированный проблемной лабораторией нитросоединений. Совместно с институтом атомной энергии им. И. В. Курчатова разработана новая технология изготовления каталитически активных мембран поэлектродных блоков, предназначенных для твердополимерных электрохимических генераторов суперчистых водорода и кислорода. Разработанная технология позволила устранить потери и снизить расход драгоценных металлов (Pt) в 40-50 раз. Были разработаны и усовершенствованы промышленные установки для поляризации мембран микрофонов. Коллектив разработчиков был отмечен в 1990 г. премией СМ СССР за разработку технологии промышленного производства субминиатюрных электронных микрофонов.


21 января 1991 г. ЛГПИ им. А. И. Герцена был аттестован в качестве университета и получил наименование «Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена». Сегодня университет является крупнейшим вузом России. В его составе – 24 факультета, более 100 кафедр, а также Институт довузовской подготовки, Институт повышения квалификации и переподготовки, НИИ непрерывного педагогического образования, Институт естествознания, Межвузовский центр международного сотрудничества, Международный центр образовательных инноваций, Институт развития человека, Лингвистический центр, Центр телекоммуникационной поддержки образования.


Управленческие функции в области научно-исследовательской деятельности выполняет научно-исследовательская часть (НИЧ), которая организует работу кафедр, НИИ, 3 проблемных, 1 отраслевой и 16 научных лабораторий и иных структур университета по выполнению и обеспечению исследований и разработок в соответствии с планами научных работ и договорами, по подготовке научно-педагогических кадров высшей квалификации, повышению научной квалификации профессорско-преподавательского и научного состава, аттестации научных кадров, управлению научно-исследовательской работой студентов. Руководителем НИЧ является проректор по научной работе В. В. Лаптев, член-корреспондент РАО, кандидат физико-математических наук, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.


В научных исследованиях и разработках университета в настоящее время принимают участие более 1400 человек, в том числе 6 академиков и 8 членов-корреспондентов РАО, более 200 профессоров, докторов наук, около семисот доцентов, кандидатов наук, среди которых свыше 90 членов различных общественных и международных Академий, народные, заслуженные деятели науки и культуры.


В университете сформировалось более 40 научных школ, осуществляющих научно-исследовательскую работу. РГПУ им. А. И. Герцена является мощным центром подготовки и аттестации научных и научно-педагогических кадров России. Ежегодно в диссертационных Советах университета защищается около 200 докторских и кандидатских диссертаций. В настоящее время в университете работают 29 диссертационных советов по 64 научным специальностям (17 советов по защите докторских диссертаций и 12 - по присуждению ученой степени кандидата наук). Университет занимает ведущее место в области подготовки научно-педагогических и научных кадров высшей квалификации — шестое место по аспирантуре и четвертое — по докторантуре среди вузов, подчиненных Министерству образования России. Сегодня аспирантура лицензирована по 84, докторантура — по 44 специальностям.


На базе РГПУ им. А. И. Герцена в июле 1992 г. было создано учебно-методическое объединение по общим проблемам педагогического образования. УМО стало катализатором инновационных процессов в высшей педагогической школе России, активизировав ее творческий потенциал. Оно сыграло важную роль в реформировании педагогического образования, в частности в становлении и развитии многоуровневой подготовки педагогических кадров. Научные исследования в университете осуществляются в рамках 30 сформированных основных научных направлений. Психолого-педагогическая тематика занимает около половины от общего числа научно-исследовательских работ университета, а непосредственный выход на образовательный процесс имеют свыше 60% работ. В рамках центрального основного научного направления «Интегративная открытая развивающаяся система непрерывного педагогического образования» на фоне усиления координации этих исследований и расширения связей с учеными других организаций получены значимые результаты: разработана концепция системного анализа хода и результатов образовательного процесса, создана модель научно-методического обеспечения образовательного процесса в вузе, предложен пакет Государственных образовательных стандартов высшего педагогического образования по пяти направлениям.


Мировое признание получила научная школа, занимающаяся теорией и синтезом нитросоединений, созданием и использованием высокоэффективных лекарственных препаратов. Сотрудники кафедры органической химии и ее проблемной лаборатории нитросоединений, сосредоточившись на поисках средств профилактики и лечения нервных и сердечно-сосудистых заболеваний, препаратов, повышающих эффективность восприятия учебного материала, и других, разработали методы синтеза более 200 соединений. Ими создан оригинальный отечественный препарат фенибут, который снимает стресс и нервное напряжение, лечит заикание, улучшает память. В свое время фенибут оказался в числе медикаментов, входящих в аптечку космонавта.


Исследования ученых кафедры неорганической химии позволили разработать эффективные технологии создания материалов и веществ с ранее неизвестными ценными свойствами, впервые получить и испытать их образцы. Предложенные ими методики открывают новые возможности при изготовлении перспективных видов печатных плат, металлизированных тканей, фотопленок и другой продукции с особыми характеристиками. Новые достижения кафедры рождаются в совместных работах с учеными ведущих лабораторий России, США, Германии, Англии, Норвегии и других стран.


В ходе работ по направлению «Электронные, ионные процессы в твердых телах и взаимодействие излучения с твердым телом» проводятся исследования по разработке теории и экспериментальных методов спектроскопии высоких энергетических уровней в высокоомных полупроводниках и диэлектриках, что нашло применение в создании электроакустических преобразователей и материалах кабельной техники. Результаты исследований внесли большой вклад в физику и технику полупроводников и твердого тела.


В лаборатории эмиссионной электроники проведены исследования, позволившие улучшить параметры приборов ночного видения, приемников инфракрасного излучения и других устройств специального назначения, например, выделяющих из всех объектов только движущиеся. Здесь разрабатываются методы нанесения различного рода покрытий на металлы и диэлектрики на основе ионно-плазменной технологии. С участием сотрудников лаборатории была создана установка для получения алмазоподобных пленок.


В проблемной лаборатории аудиовизуальных интерактивных технологий обучения разрабатываются информационные технологии, направленные на решение сложно формализуемых задач гуманитарного образования. Научные работы по инженерной лингвистике и машинному переводу принесли мировое признание группе специалистов лаборатории машинного перевода. Помимо фундаментальных исследований (лингвистические аспекты искусственного интеллекта) широкую известность получили работы, связанные с машинным переводом, реферированием и индексированием деловых, научно-технических и политических текстов европейских и восточных языков. Специалистами лаборатории разработана эффективная система машинного перевода SILOD-MULTIS. Она обеспечивает быстрый и высококачественный перевод текстов с одного языка на другой в различных областях науки, техники, бизнеса и политики.


Университет активно сотрудничает с Северо-Западным отделением Российской академии образования. Ведущие ученые РГПУ им. А. И. Герцена принимают участие в реализации Региональной комплексной программы РАО «Образование и образовательные системы Северо-Запада России». Сегодня в РГПУ им. А. И. Герцена наиболее значимые исследования ведутся в тесной взаимосвязи с крупными научными учреждениями РАН и другими академиями, университетами и институтами РФ, зарубежными научными и учебными центрами. Университет поддерживает договорные отношения с 60 зарубежными университетами и различными образовательными учреждениями США, Англии, Австрии, Италии, Франции, Швейцарии, Германии, Нидерландов, Польши, Швеции, Финляндии, Китая, Кореи, Израиля, Японии и др. стран. РГПУ им. А. И. Герцена активно развивает международные научные связи, которые реализуются через участие университета в выполнении широкого спектра международных научно-исследовательских проектов и программ. Установлены научные контакты с АСПРЯЛ (США), Британским Советом (Великобритания), Институтом Гете (Германия), Центром Российской культуры (Франция), Национальным центром обучения и образования для школьной адаптации и интеграции (Франция), Корпорацией международного образования и научных исследований (США) и многими другими иностранными партнерами.


Признание высокого международного статуса университета выразилось в открытии кафедры ЮНЕСКО, единственной в системе педагогических вузов, а также в создании в университете совместным решением Министерства образования России и Министерства образования, культуры и науки Нидерландов Международного центра образовательных инноваций (МЦОИ). С 1 апреля 1995 г. в состав учредителей МЦОИ вошло Министерство науки, исследований и искусства Австрии. К разносторонней деятельности центра активно подключились также и другие страны-участники: Дания, Бельгия, Великобритания. МЦОИ призван изучать и обобщать все новое, что рождается в учебных заведениях Европы, и способствовать широкому распространению лучшего из этого в России, а отечественных достижений - в западноевропейских странах.


Признанием авторитета и большого опыта университета в сфере международной деятельности явилось открытие в ноябре 1994 г. Министерством образования РФ в РГПУ Межвузовского центра международного сотрудничества (МЦМС), который выстраивает и координирует систему международных связей в образовательных и научных сферах, разрабатывает их правовые и экономические нормы, оказывает содействие зарубежным специалистам в изучении русского языка и культуры России, ведет другую работу, способствующую развитию взаимовыгодных контактов между отечественными и иностранными вузами.


Сегодня университет решает и нестандартные задачи, инициирует культурно и социально значимые проекты, выполняет роль культурно-просветительского центра. Совместно с Государственным симфоническим оркестром «Классика» впервые в Петербурге с 1996 г. стал проводиться общеуниверситетский музыковедческий спецкурс; совместно с Русским музеем введена новая специализация по музейной педагогике. Совместно с администрацией Петербурга реализуется проект «Высшее образование - инвалидам» - подготовка инвалидов I-II группы на юридическом отделении факультета социальных наук. Проект рассматривается как первый опыт, имеющий не только общероссийское, но и международное значение.


В 1990-е годы проводились исследования и разработки в рамках таких комплексных научных и научно-технических Федеральных программ и проектов как «Развитие образования в России», «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Приоритетные направления генетики», «Золото, платина, серебро России», «Прецизионная квантовая радиофизика» и др.


Международным признанием научного авторитета ученых университета стало присуждение грантов и присвоение званий «Заслуженный Соросовский профессор», «Соросовский профессор», «Соросовский доцент» 24 преподавателям РГПУ им. А. И. Герцена.


Приказом Министерства общего и профессионального образования в декабре 1998 г. утверждена межвузовская научно-техническая программа (МНТП) «Научно-методические проблемы общего и профессионального педагогического образования». Головной организацией МНТП объявлен РГПУ им. А. И. Герцена. Председателем Головного научно-технического совета МНТП утвержден академик РАО, ректор РГПУ им. А. И. Герцена Г. А. Бордовский.


В 1993 г. университет стал одним из первых вузов России, начавших эксперимент по введению многоуровневой системы высшего образования. Он готовит бакалавров и магистров по различным направлениям высшего педагогического образования и науки, а также специалистов по более чем 30 специальностям.


В университете широко развита научно-исследовательская деятельность студентов. На всех факультетах действуют студенческие научные общества, проводится студенческая научная конференция «Студент-учитель-исследователь», издается сборник лучших научных работ студентов «Вестник СНО РГПУ им. А. И. Герцена». Наиболее активные в научно-исследовательской деятельности студенты получают персональные гранты Конкурсного центра фундаментального естествознания, стипендии Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.


Основным направлением реформирования науки университета сегодня является постепенная интеграция с академическим сектором, обеспечение соответствия фронта исследований значительному кадровому потенциалу, превращение вуза в мощный центр научно-инновационного развития.





Rambler's Top100

Яндекс цитирования







© RuCompany.ru 2006 - 2024
Любое полное или частичное воспроизведение материалов сайта
возможно только при наличии активной гиперссылки: Источник - RuCompany.ru