|
Производственный КооперативКУРС |
|
|
|
Кооператив “Курс” был организован в 1988 году. Идеей создания фирмы было собрать мобильный коллектив из специалистов в области малого судостроения для разработки новых оригинальных проектов с применением современных технологий и с дальнейшим внедрением их в массовое производство на Ленинградском экспериментальном заводе спортивного судостроения «Оккервиль».
Завод был учредителем фирмы. В «Курс» были привлечены опытные специалисты, многие из которых долгое время работали на заводе. Поэтому союз фирмы и завода в тот период казался логичным и закономерным и первые два года давал хорошие результаты.
В фирме активно создавались новые проекты и современная технологическая оснастка. Заводу не надо было тратить силы и время на этот непроизводительный этап работ, он имел возможность сосредоточиться на проблемах серийного производства. Фирме же, чтобы выжить, пришлось одновременно с разработкой новых проектов и технологий делать опытные партии лодок и выполнять индивидуальные заказы частных лиц. И уже тогда вырабатывалась модель: проект – производство – реализация.
Спрос на продукцию в то время был большой. Работая в основном на отечественных материалах, стоимость которых была значительно ниже мировых цен и обеспечивая достаточно высокое качество, фирма смогла выйти на западный рынок. Лодки продавались в Германию, Финляндию, Швецию, Италию по твердым ценам, заключались длительные контракты.
К середине 1990-х годов цены на отечественное сырье и материалы резко поднялись, поставки их стали нестабильными, и фирма стала работать на импортном сырье и материалах. Цена изделий поднялась, и их продажа за рубеж стала невыгодной. Продать свои изделия на внутреннем рынке можно было только при условии интересной модели и безупречного качества. С этой задачей кооператив успешно справлялся. За одиннадцать лет существования фирмы было разработано 11 моделей новых катеров и лодок, то есть практически каждый год создавалась новая модель.
Первая лодка, которую серийно выпускал кооператив, была картоп-лодка «Пионер». Эта лодка выпускалась до 1997 года. Выпуск ее был прекращен из-за разработки новых моделей лодок, а технологическая оснастка и права на ее производство были переданы другим фирмам, где она выпускается и успешно реализуется до настоящего времени.
Завод «Оккервиль» не выдержал экономического кризиса середины 1990-х годов и стал «умирать». Фирме «Курс» пришлось рассчитывать только на свои силы. В настоящее время фирма работает независимо от завода «Оккервиль». Направление работы осталось прежним – разработка новых проектов лодок и катеров, изготовление технологической оснастки для серийного выпуска и в дальнейшем – передача этой оснастки и технологии другим фирмам, занимающимся серийным производством. Кооператив «Курс» изготавливает технологическую оснастку как для своих разработок, так и по техническому заданию других фирм. Фирма может предоставить технологическую оснастку и право серийного выпуска на следующие свои разработки:
• Мотолодка «Дельта». Это современная по дизайну, скоростная, легкая (вес корпуса 150 кг), перевозимая на трейлере за легковым автомобилем лодка. Мощность подвесного мотора – от 15 до 60 л. с. Лодка выпускается в трех модификациях – рыболовная, туристическая и «люкс». На лодке может устанавливаться дополнительное оборудование: спидометр, эхолот, держатель спиннингов, лампа-фара, магнитола и др. Это позволяет учесть пожелания широкого круга потребителей.
• Гребная лодка «Лагуна». Лодка рассчитана на 3-х человек. Имеет вес корпуса 55 кг и может перевозиться на багажнике легкового автомобиля. На лодке может устанавливаться подвесной мотор мощностью до 8 л. с. «Лагуна» имеет прекрасные ходовые качества, хорошую остойчивость и достаточную мореходность. Предусмотрена возможность изготовления лодки в парусном варианте.
• Последняя разработка фирмы «Курс» – это лодка РИБ «Кальмар». Лодки РИБ (RIB – rigid inflatable boat), по международной классификации — жесткие непотопляемые мотолодки с надувными бортами – это наиболее динамично развивающийся во всем мире класс надувных моторных судов. Обладая всеми достоинствами жесткого корпуса, РИБы имеют перед традиционными жесткими лодками ряд неоспоримых преимуществ: от жестких мотолодок они унаследовали сложные, но гидродинамически высокоэффективные обводы, применить которые при «мягком» днище невозможно. От старых, добрых «надувнушек» они получили надувной многокамерный баллон по периметру. Именно это гарантирует полную непотопляемость лодки без затрат полезного внутреннего объема на воздушные ящики, укладку пенопласта и т. п.
• Благодаря относительно низкому мягкому борту РИБы незаменимы как спасательные суда, особенно в полосе морского прибоя – как удобные, безопасные и устойчивые суда для аквалангистов, а также как обслуживающие суда для любых соревнований и праздников на воде. Обладая повышенной мореходностью и проходимостью по мелководью, РИБы хорошо зарекомендовали себя как патрульные катера для несения таможенной и рыбнадзорной службы в любую погоду, для оказания помощи в чрезвычайных обстоятельствах.
Не меньшей популярностью, чем у профессионалов, РИБы пользуются и у любителей, в первую очередь – у рыбаков. В полной безопасности можно ловить рыбу практически «на уровне воды» даже в открытом море. Такой лодке с самоотливным кокпитом не опасно заливание и забрызгивание, у нее меньше парусность. Это – непотопляемая, просторная и остойчивая платформа. И еще одна особенность РИБов все больше привлекает к ним внимание любителей и спортсменов. Это скоростные, а вместе с тем максимально безопасные, а главное – относительно доступные по цене суда. Они заметно дешевле сравнимых по размерам жестких катеров (используется меньше дорогого пластика), легче их, но допускают установку столь же мощных моторов. Столь демократичный характер РИБов привлекает к ним все больше сторонников.
• «Кальмар» – это наиболее крупная из отечественных надувных лодок с жестким днищем, первая лодка «7-метрового» класса. А учитывая, что на ней предусмотрена установка (по желанию заказчика) как подвесного, так и стационарного двигателя, работающего на угловую колонку (или на водомет), эту мотолодку можно с полным основанием назвать катером.
Катер «Кальмар» предназначен для обеспечения патрульно-спасательной службы на реках, озерах и в прибрежной зоне морей при высоте волны до 1,5 м и удалении от берега до 10 миль. Катер можно использовать для профессиональной рыбалки и активного отдыха на воде. Благодаря надувному борту катер безопасно эксплуатируется в чрезвычайных ситуациях. В закрытой рубке могут устроиться на ночлег 4 человека. На катере можно установить широкий ряд дополнительного оборудования: отопление рубки, плиту для приготовления пищи, радар, эхолот, спутниковую навигацию, кран-балку с лебедкой и т. д.
• В настоящее время в фирме разрабатывается новая мотолодка на базе «Дельты» длиной 5,5 м с подвесным мотором от 40 до 80 л. с.
В фирме сложилась хорошая традиция: каждый год – новый проект. В планах конструктора Б. Н. Ершова – построить комфортабельный катер для неторопливых семейных путешествий. |