|
| |
Федеральное Государственное Унитарное ПредприятиеЦЕНТРАЛЬНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИИ СУДОСТРОЕНИЯ. ПРОЕКТНАЯ ФИРМА «СОЮЗПРОЕКТВЕРФЬ» |
|
|
|
198095, Санкт-Петербург, Промышленная ул., д. 7, тел.: (812) 186-21-33, (812) 252-94-02, факс: (812) 186-28-44, телетайп: 821701 RITM RU Подробные контакты | | |
| С целью реализации первой советской программы гражданского судостроения и военного кораблестроения, утвержденной Советом Труда и Обороны на 1929-1933 гг.,
в Ленинграде приказом Всесоюзного объединения судостроительной промышленности от 29.12.1930 г. № 429 1 января 1931 г. была создана проектная организация «Проектверфь».
Созданная в 1931 г. проектная контора «Проектверфь» имела цель объединить проектирование всех морских судостроительных заводов и верфей страны.
В 1936 г. «Проектверфь» получила наименование «Государственный союзный проектный институт-2» (ГСПИ-2). С 1960 г. – организация п/я 202. В 1966 г. институт был переименован в ГСПИ «Союзпроектверфь» и получил закрытое наименование – организация п/я А-3907. В 1991 г. – ГПИ «Союзпроектверфь». В 1994 г. был присоединен к Центральному научно-исследовательскому институту технологии судостроения.
ЦНИИТС основан в 1939 г. как союзный трест «Оргсудпром», преобразованный в 1948 г. в Центральный научно-исследовательский институт передовой технологии судостроения. В 1966 г. он был переименован в «Центральный научно-исследовательский институт технологии судостроения». С 1969 г. на базе института и его филиалов было создано первое в Министерстве судостроительной промышленности научно-производственное объединение «Ритм». С 1993 г. – ГП «ЦНИИТС», с 1999 г. – ГУП «ЦНИИТС» и с 2000 г. – ФГУП «ЦНИИТС».
Уже в 1931 г. «Проектверфью» была предусмотрена рациональная специализация и кооперация заводов, выполнены проекты реконструкции Николаевских стапельных мест с обновлением кранового и технологического оборудования цехов верфи и усиления машиностроительных частей заводов, их вспомогательных энергетических хозяйств.
Далее «Проектверфь» принимала активное участие в выработке 2-й пятилетки по судостроению. В 1932 г. было начато проектирование первенца советского судостроения – завода им. Ленинского комсомола. В проекте была заложена и успешно реализована передовая принципиально новая схема постройки судов на горизонтальных стапельных местах в наливных доках и спуска на воду путем наполнения доков и переводом в наливной бассейн с последующим выводом корабля через полушлюз глубоководной прорези на акваторию завода.
Утвержденным в 1934 г. уставом «Проектверфи» ей были поручены: разработка географического распределения судостроительных центров и районирования судостроительной промышленности, специализации и кооперирования заводов и верфей; составление перспективных планов развития предприятий судостроительной промышленности; проектирование заводов и верфей отрасли на базе изучения современного состояния морской и речной судостроительной промышленности.
Являясь генпроектировщиком, «Проектверфь» выполнила следующие основные проекты:
– крупнейшего в мире судостроительного завода Северного машиностроительного предприятия (СМП);
– послевоенного восстановления и реконструкции ленинградских, николаевских и других заводов;
– судостроительных заводов II поколения с наливными док-камерами в Херсоне и Выборге, комплекса «Волга» в Зеленодольске с наливными доками и подогреваемым бассейном для обеспечения спуска судов в зимнее время;
– судостроительных заводов III поколения с сухими доками в Керчи и Николаеве;
– реконструкции действующих и строительства новых заводов судового машиностроения, предприятий ЭРА по всей стране;
– заготовительных, механических и специальных производств: гребных винтов (на заводе «Звездочка»), судовых котлов, палубных механизмов, якорных цепей, электродов; литейных, кузнечных, штамповочных, гальванических цехов и др.;
– производств неметаллического судостроения (завод «Авангард» в Петрозаводске);
– коренной реконструкции судостроительного завода «Янтарь» в Калининграде с горизонтальными стапельными местами и передаточным плавдоком («русский метод»);
– строительства нового и реконструкции существующих заводов для обеспечения впервые в России постройки и вывода плавучих строений буровых устройств для освоения континентального шельфа – «Лотос» в г. Астрахани, СМП.
В последующие годы институт «Союзпроектверфь» выполнил работы, связанные с решением проблем утилизации АПЛ, выведенных из состава ВМФ, обращения с жидкими радиоактивными отходами и твердыми радиоактивными отходами, их временного хранения на заводах «Звезда», «Звездочка», «Нерпа», проблем воссоздания в России судостроительных мощностей, оказавшихся за пределами страны.
«Союзпроектверфь» создал и осуществил строительство крупных заводов, ставших градообразующими факторами для появления на карте страны новых городов:
– Комсомольск-на-Амуре – Амурский судостроительный завод;
– Северодвинск – Северное машиностроительное предприятие и завод «Звездочка»;
– Нариманов – завод «Лотос»;
– Снежногорск – завод «Нерпа»;
– пос. Б. Камень – завод «Звезда» и др.
Для авторского надзора за строительством объектов судостроительной отрасли на местах в разные годы создавались комплексные проектные отделы и отделения института, которые затем превращались в самостоятельные проектные институты в городах: Москве, Горьком, Владивостоке, Киеве, Николаеве, Северодвинске. Таким образом, в судостроительной промышленности была создана стройная система проектных институтов, специализированных по подотраслям и территориям, во главе с ГСПИ «Союзпроектверфь».
При этом, проектная фирма «Союзпроектверфь» – единственная в России, осуществляющая комплексное проектирование судостроительных, судоремонтных предприятий, гидротехнических сооружений, машиностроительных и приборных заводов судостроительной отрасли, включая проекты реконструкции, перепрофилирования и технического перевооружения действующих предприятий и производств.
В Ленинграде – Санкт-Петербурге организацией были выполнены следующие работы:
– первые проекты реконструкции ряда Ленинградских судостроительных заводов (1931); данные предприятия до сих пор находятся на проектировании ГСПИ «Союзпроектверфь»;
– в 1947–1955 гг. по проектам ГСПИ «Союзпроектверфь» был построен Выборгский судостроительный завод;
– проект реконструкции действующих ленинградских заводов судового машиностроения и морского приборостроения: «Пролетарского завода», «Знамя Октября», «Северного пресса», завода штурманских приборов, завода им. Кулакова, завода «Буревестник» в Гатчине, предприятий ЭРА в Ленинграде;
– проекты ряда специализированных производств на ленинградских судостроительных заводах: производства гребных винтов и судовых котлов на Балтийском заводе, производства нестандартизированного оборудования и СТО (реконструкция «Петрозавода», на котором ранее по проекту «Союзпроектверфи» была организована серийная постройка буксиров), производства неметаллического судостроения на заводе «Пелла» и Средне-Невском судостроительном заводе;
– проект перепрофилирования Выборгского судостроительного завода в обеспечение постройки и вывода плавучих строений буровых устройств для освоения континентального шельфа;
– по проекту института на судостроительной фирме «Алмаз» построен уникальный эллинг для производства кораблей на воздушной подушке типа «Зубр».
К числу последних работ ПФ «Союзпроектверфь» для петербургского судостроения следует отнести известный проект «Верфи Санкт-Петербурга», предусматривающий создание на территории ОАО «Северная верфь» современного судостроительного комплекса с эллингом и сухим доком для строительства судов дедвейтом до 100 тыс. т – компакт-верфи ХХI в. Это позволило бы освободить около 120 га территории в историческом центре города для решения градостроительных и транспортных проблем. Проект был удостоен диплома I степени на международной выставке «Инновация-98» (Москва).
По технической документации ПФ «Союзпроектверфь» в настоящее время идет комплексная реконструкция Балтийского завода с целью дальнейшего повышения конкурентоспособности его продукции, снижения себестоимости и издержек, уменьшения сроков постройки судов. Первый этап проекта реконструкции – строительство нового корпусообрабатывающего цеха с крытым складом стали – выполняется в настоящее время. Проект предусматривает также реконструкцию сборочно-сварочного цеха, строительство нового двухпролетного эллинга, модернизацию главного стапеля и строительство других цехов и объектов.
По проектам института построены уникальные испытательные бассейны ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова (круглый, ледовый), испытательный комплекс с крупногабаритными док-камерами высокого давления, испытательные стенды и стендовые корпуса ЦНИИ КМ «Прометей», НПО «Аврора», НИИ «Гидроприбор», института «Морфизприбор» и других, административно-лабораторные корпуса и т. д.
За последнее время создана рабочая документация для реконструкции и расширения стендового комплекса НИИ «Мортеплотехника» (Ломоносов), блока цехов по изготовлению металлических опор контактной сети из гнутых профилей «Царскосельского завода «София», разработаны организационно-технические мероприятия по реформированию и развитию ГУП «Адмиралтейские верфи».
Всего на проектировании ГСПИ «Союзпроектверфь» находилось более 60 предприятий судостроительной отрасли Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Работы для зарубежных заказчиков ГСПИ «Союзпроектверфь» начались в послевоенные годы. Первой страной, для которой были созданы проекты судостроительных предприятий, была КНР.
Затем были разработаны проекты для КНДР. По проектам «Союзпроектверфи» строились судостроительные и судоремонтные заводы в Египте (Александрийские верфи), Индии (судоремонтный и судостроительный заводы в г. Визакхапатнам), Болгарии (завод в г. Бургас), Вьетнаме (завод «Х-51») Румынии (2 сухих дока), Венгрии (судокрановый завод). Были разработаны проекты объектов берегового базирования флота для Алжира, Ливии, Анголы, Кубы, Эфиопии и др. В том числе, были разработаны нетрадиционные для «Союзпроектверфи» проекты – геотермальная станция для Никарагуа.
Всего за истекшие семь десятилетий «Союзпроректверфь» выпустил проектную документацию для 22 иностранных государств, и это плодотворное сотрудничество продолжается.
Работы ГСПИ – ПФ «Союзпроектверфь» по созданию судостроительных мощностей в разные годы были высоко оценены правительством страны. Авторские коллективы сотрудников организации были удостоены Государственных премий СССР в 1950, 1952, 1969, 1984 и 1985 гг. Всего лауреатами Государственных премий стали 18 специалистов института. Премии Совета министров СССР были удостоены авторские коллективы специалистов института восемь раз: в 1976, 1977, 1979, 1980, 1983, 1984, 1985 и 1986 гг. Всего Лауреатами премии Совета министров СССР стали 47 сотрудников института. В 1975 г. за заслуги в проектировании и создании производственных мощностей отрасли институт награжден орденом «Трудового Красного Знамени».
Личные заслуги специалистов «Союзпроектверфи» также были отмечены присуждением званий: «Заслуженный строитель Российской Федерации» – 2 человека; «Заслуженный архитектор Российской Федерации» – 1 человек; «Почетный строитель Российской Федерации» – 18 человек; «Почетный энергетик» – 12 человек; «Почетный машиностроитель» – 5 человек. Свыше 300 сотрудников награждены орденами и медалями СССР и Российской Федерации. Многие специалисты отмечены золотыми и серебряными медалями ВДНХ, премиями ЦК ВЛКСМ за победы в специальных конкурсах проектов.
С 1994 г. «Союзпроектверфь» входит как проектная фирма в состав ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт технологии судостроения.
В настоящее время ЦНИИТС представляет собой многопрофильный научно-производственный комплекс в состав которого входят:
1. Проектная фирма «СОЮЗПРОЕКТВЕРФЬ»:
– проектирование, модернизация и техническое перевооружение верфей и цехов;
– проектирование судостроительных заводов и судоремонтных предприятий, гидротехнических сооружений;
– реконструкция, перепрофилирование и техническое перевооружение действующих предприятий и производств.
2. Научная фирма «СУДОТЕХНОЛОГИЯ»:
– разработка принципиальной технологии и организации постройки, ремонта и утилизации кораблей;
– разработка наукоемких и ресурсосберегающих технологий и средств технологического оснащения для судостроительного производства;
– экология и производственная безопасность.
3. Проектно-производственная фирма «СУДОМЕХ»:
– конструкторская разработка и изготовление средств технологического оснащения для заготовительного, трубообрабатывающего, механомонтажного, корпусообрабатывающего и сборочно-сварочного производства на предприятиях судостроительной отрасли.
4. Конструкторское бюро «ВОСТОК»:
– проектирование судов рыбопромыслового и транспортного флота; специализированных судов для изучения и освоения дна Мирового океана;
– изготовление оборудования и оказание научно-технических услуг.
5. Конструкторское бюро «Армас»:
– создание судовой и корабельной арматуры всех применяемых в судостроении типов и видов для разных жидких и газообразных сред.
6. Экспортно-промышленная фирма:
– организация военно-технического сотрудничества с иностранными фирмами;
– подготовка коммерческих предложений и предконтрактная работа;
– реализация на международном рынке научно-исследовательской продукции.
7. Отделение перспективного развития:
– развитие гражданского и военного судостроения;
– осуществление взаимодействия с базовыми научными центрами, службами Россудостроения, министерствами и ведомствами по вопросам НИОКР;
– обеспечение единой научно-технической политики в системе управления интеллектуальной собственностью.
8. Специализированное отделение «РИТМ-ИНФОРМ»:
– разработка оргтехпроектов применения CALS – технологий в отрасли;
– разработка автоматизированных систем проектирования и технической подготовки производства;
– координация работ по использованию современных аппаратно-программных средств в НИР и ОКР.
9. Специализированное отделение «ПОЛИ-ИНФОРМ»:
– маркетинг;
– рекламно-выставочная и издательская деятельность;
– патентные услуги;
– переводы;
– набор, верстка, предпечатная подготовка, цветоделение;
– полиграфия.
С 2000 г. на ЦНИИТС возложены функции генеральной проектной организации отрасли, исполнение которых осуществляется силами специалистов ПФ «Союзпроектверфь».
Проектная фирма «Союзпроектверфь» имеет комплекс оборудования, необходимый для оформления и выпуска проектной документации на базе современной компьютерной техники и программного обеспечения. Компьютерными программами обеспечены все стадии проектирования: подготовка к проектированию, выполнение технологических и прочностных расчетов, конструирование, выполнение чертежных и печатных работ, выполнение сметной документации на русском и английском языках.
Фирма владеет обширным банком данных о заводах-изготовителях промышленного оборудования и способствует заказчику в поставке необходимых комплектующих изделий.
ПФ «Союзпроектверфь» гарантирует высокое качество выполняемых работ. Имеются лицензии на все виды деятельности, в том числе, на строительство новых, реконструкцию и расширение существующих судостроительных и судоремонтных заводов, предприятий судового машиностроения и судового приборостроения:
– гидротехнических сооружений (сухих доков, стапельных плит, причалов, достроечных и ремонтных набережных и т. д.);
– судоподъемных и судоспусковых сооружений (слипов, вертикальных судоподъемников);
– объектов базирования, эксплуатации и ремонта судов;
– погрузо-разгрузочных комплексов портов;
– зданий любого профиля и назначения, в т. ч. с металлическим каркасом с шириной пролета до 120 м;
– цехов (производств) по переработке рыбы;
– объектов сельского хозяйства;
– предприятий по созданию средств производства для освоения шельфа.
В настоящее время ЦНИИТС в лице проектной фирмы «Союзпроектверфь» осуществляет проектирование и авторский надзор за строительством и иные услуги по следующим предприятиям, объектам и видам деятельности:
– судостроительные предприятия;
– судоремонтные предприятия;
– предприятия судового машиностроения;
– предприятия судового приборостроения;
– гидротехнические сооружения;
– средства производства буровых платформ и устройств освоения шельфа;
– средства производства для разделки судов, утилизации кораблей;
– предприятия ЭРА;
– объекты берегового базирования флота;
– построчно-спусковое и подъемно-транспортное оборудование;
– очистные сооружения;
– предприятия машиностроения легпищепрома;
– отдельные объекты производства ТНТ;
– отдельные объекты энергетики, инженерные сети;
– административные, инженерно-лабораторные корпуса;
– объекты жилищно-гражданского строительства;
– предпроектные разработки, бизнес-планы;
– инжиниринговые услуги, обоснование инвестиций. |