|
| |
БУДДИЙСКАЯ ТРАДИЦИОННАЯ САНГХА РОССИИ РЕЛИГИОЗНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ БУДДИСТОВ ДАЦАН ГУНЗЭЧОЙНЭЙ |
|
|
|
197183, Санкт-Петербург, Приморский пр., д. 91, тел./факс: (812) 430-1341 Подробные контакты | | |
| Во времена императрицы Елизаветы Петровны буддизм был официально признан в России. В 1763 г. был утвержден избранный на собрании ширээтэ лам (настоятелей) дацанов Бурятии первый Пандита Хамбо лама Дамба-Даржа Заяев (1702–1777), который являлся главным духовным деятелем, руководителем всех дацанов в Бурятии. Д-Д. Заяев получил образование в Гоман-дацане в Тибете. Так в России возникла централизованная буддийская организация, которая в настоящее время носит название Буддийская традиционная Сангха России (БТСР).
Все обусловленное – не вечно,
Все омраченное – страдание,
Все явления по своей природе – пусты,
Нирвана – истинный покой.
В 1915 г. в Санкт-Петербурге было завершено строительство первого на западе Российской империи буддийского монастыря. Инициатором постройки был российский подданный бурятский лама Агван Дорджиев при поддержке Его Святейшества Далай Ламы XIII. Проект был поддержан определенной частью столичной политической элиты и интеллигенции. При освящении монастырь получил название дацан Гунзэчойнэй, что в переводе с тибетского означает «Источник Святого Учения Будды, сострадающего ко всем». Тибетское слово «дацан» означает монастырская школа, в которой монахи живут по законам винаи (канон монашеской дисциплины) и изучают различные разделы Учения. Первым настоятелем дацана Гунзэчойнэй стал лама Агван Дорджиев. В Петербурге появился буддийский монастырь с постоянной общиной монахов и послушников, в котором проводились ежедневные службы и осуществлялось изучение буддийской философии и ритуалов.
Буддийское Учение существует с безначальных времен. Сущность его – в непричинении вреда другим и сострадании, основа философского воззрения – взаимозависимость всех явлений мира. Будда Шакьямуни, проповедовавший буддийское Учение около 2500 лет назад в Индии, является четвертым Буддой из 1000 Будд нашей кальпы (космического периода существования нашего мира). В прошлых рождениях он был обычным человеком, который поставил перед собой задачу найти истинный путь духовного совершенствования и окончательного освобождения для себя и других существ. Благодаря заслугам, обретенным на протяжении многих кальп, и безграничным личным усилиям он достиг состояния полностью просветленного Будды. Он явился в наш мир для того, чтобы показать живым существам путь достижения счастья и освобождения от всех страданий. Живые существа обладают разными способностями и особенностями сознания, поэтому Будда проповедовал Учение в зависимости от способностей живых существ. Это послужило причиной передачи Учения в трех больших линиях передачи – Хинаяны, Махаяны и Ваджраяны. В традиции Хинаяны (Малой Колесницы) основное внимание уделяется личному освобождению от страданий круговорота рождений и смертей, в Махаяне (Большой Колеснице) необыкновенно важен идеал Бодхисаттвы, существа, стремящегося к развитию любви и сострадания ко всему живому. Одна из важнейших практик Махаяны – зарождение Бодхичитты, высочайшей мысли о достижении состояния Будды ради блага всех живых существ; большое значение в этой традиции имеет практика шести парамит (совершенств) – даяния, нравственности, терпения, усердия, сосредоточения и мудрости. Ваджраяна (Алмазная Колесница) является тайной традицией, передаваемой людям, обладающим исключительно сильными любовью и состраданием, стремящимся как можно скорее помочь всем живым существам обрести освобождение. Она позволяет быстро – за одно или несколько рождений – обрести состояние Будды. Учение Ваджраяны включает в себя линии Махаяны и Хинаяны, а традиция Махаяны включает Хинаяну.
Из Индии буддизм распространился во многие страны Азии, в VII в. пришел в Тибет, где стал основным вероучением. В XIII в. буддизм появился в Монголии.
В XVII в. из Северной Монголии тибетская школа Гелуг проникла в Забайкалье, входящее в состав Российской империи, и получила распространение среди бурят – одного из монгольских племен. Школа Гелуг возникла в Тибете благодаря реформам великого тибетского Ламы Чже Цонкапы (1357–1419) и включает в себя линии передачи Учения Махаяны и Ваджраяны, восходящие к Будде Шакьямуни, йогинам и ученым Индии, и тесно связана с другими школами тибетского буддизма – Кагью, Ньинма и Сакья. В традиции Гелуг большое внимание уделяется изучению философии, логики и их практическому освоению, постепенности тренировки сознания и практике нравственности как основы пути в буддизме. Во всех буддийских традициях нравственность основана на отказе от 10 неблагих поступков (отказ от убийства, воровства, прелюбодеяния, лжи, злословия, внесения раздора, пустой болтовни, алчности, злонамеренности и ложных взглядов).
В Бурятии было построено несколько десятков дацанов, в которых монахи и миряне изучали буддийскую философию, занимались буддийской йогической практикой. Наряду со школой Гелуг в дацанах Бурятии изучали и практиковали другие линии тибетского буддизма. Буддисты Бурятии поддерживали тесные связи с Монголией и Тибетом, ездили учиться, сдавать экзамены и иногда становились настоятелями дацанов и большими Учителями в Тибете. Особенно тесные связи установились с Гоман-дацаном монастыря Дэпун, расположенным близ Лхасы, и монастырем Лавран Ташикьил в Восточном Тибете.
Традиционный буддизм школы Гелуг получил распространение в 10 регионах России.
С приходом к власти большевиков в 1917 г. многие буддийские монахи, йогины и простые верующие были репрессированы, дацаны разрушены. Особенно сильными были репрессии 1930-х гг., когда большая часть буддийского духовенства была уничтожена. К началу 1940-х гг. на территории СССР не существовало ни одного действующего буддийского монастыря.
Репрессии затронули и петербургских буддистов, дацан в 1937 г. был экспроприирован, многие ламы, прихожане и известные буддологи репрессированы. Здание дацана власти использовали как военную радиостанцию, а с 1960-х гг. в нем находились лаборатории Зоологического института.
В 1990 г. здание дацана в Петербурге было возвращено буддистам, которые пригласили на должность настоятеля бурятского ламу, полностью посвященного монаха (гелонга) Данзан Хавзуна Самаева.
Возрождение буддизма в России до перестройки шло медленно и трудно. В 1946 г. было разрешено построить новый дацан недалеко от столицы Бурятии Улан-Удэ в поселке Верхняя Иволга и вновь открыть Агинский дацан в Агинском бурятском национальном округе. Дано разрешение проводить выборы Пандиты Хамбо-ламы, который возглавил Центральное духовное управление буддистов СССР (ЦДУБ СССР).
В 1995 г. на собрании ширээтэ лам дацанов ЦДУБ было реорганизовано в Буддийскую традиционную Сангху России. Сейчас в состав БТСР входит несколько десятков буддийских организаций: дацаны и общины в Агинском автономном округе, Бурятии, Иркутской области, Москве и Санкт-Петербурге. Многие монахи направлены Сангхой на обучение в тибетские монастыри, расположенные в Индии.
В 1997 г. монашескую общину дацана Гунзэчойнэй возглавил монах-гецул Джампа Доньёд, который до этого работал заместителем настоятеля.
Сейчас в Санкт-Петербурском дацане живут и работают 7 лам: 2 монаха-гелонга, 3 монаха-гецула и двое лам-лекарей. Проводятся ежедневные и праздничные службы, организована школа для взрослых и детей с целью обучения основам буддизма.
В настоящее время буддизм распространен в Тайване, Таиданде, Непале, Китае, Монголии, Корее, Шри-Ланке, России, Японии. Также тибетский буддизм успешно развитвается в западных странах. |