|
|
|
Государственное учреждениеГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕАТР ОПЕРЫ И БАЛЕТА САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ КОНСЕРВАТОРИИ ИМ. Н. А. РИМСКОГО-КОРСАКОВА |
|
|
|
190000, Санкт-Петербург, Театральная пл., д. 3, тел./факс: (812) 311-8165 Подробные контакты | | |
| История театра началась задолго до появления здания Консерватории. На пустынной петербургской площади в 1783 г. велением императрицы Екатерины II воздвигнут Большой Каменный театр. В XVIII и XIX вв. в нем устраивали балы и маскарады, шли драматические спектакли. Здесь состоялись премьеры опер Глинки, которые положили начало русской классической опере: «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила». С 1843 г. здесь обосновалась итальянская оперная труппа, и звучали великие голоса – Дж. Рубини, П. Виардо-Гарсиа, А. Тамбурини, А. Патти. В 1896 г., после длительного ремонта, Большой театр превратился в Консерваторский театральный зал рядом с великолепным зданием консерватории. С появлением собственной сцены началась интенсивная театрально-студенческая жизнь.
Оперными постановками руководили профессора О. Палечек и С. Габель. В их спектаклях начинал свою певческую карьеру великий И. Ершов, который позже стал художественным руководителем Оперной студии. Красочным оформлением спектаклей занимались художники Билибин, Рерих, Добужинский. Вместительный театральный зал с беломраморной лестницей и Белым фойе манил к себе многих крупных деятелей сцены. В 1912 г. на консерваторской сцене шли спектакли Театра музыкальной драмы, созданного оперным режиссером Лапицким, в 1918 г. Ю. Юрьев перенес сюда спектакли своего Театра трагедии, в которых участвовал Ф. Шаляпин. Здесь Мейерхольд в содружестве с Маяковским поставили «Мистерию-буфф», здесь же начинал свою жизнь БДТ, в судьбе которого деятельное участие принимали Блок, Горький и Луначарский.
Во время революции и гражданской войны Большой зал консерватории пришел в запустение. Но уже в 1922 г. студенты начали восстановление своего театра. Театр ожил под именем Оперной студии. Первым режиссером, заложившим ее основы, была С. Д. Масловская. Надежной музыкальной опорой режиссера стал дирижер М. Г. Климов. Постепенно театральный организм рос и развивался. Зал был всегда заполнен публикой.
В 1925 г. Оперную студию посетили композиторы Казелла, Шрекер и Мийо и в один голос заявили, что подобных достижений в постановке высшего музыкального образования не видели нигде в Западной Европе. Стоило большого труда убедить их, что солисты, оркестр, хор, дирижер и даже суфлер – только студенты. Уже в 1928 г. состоялись триумфальные гастроли Студии в Зальцбурге на международных Моцартовских торжествах.
Во время Великой Отечественной войны Большой зал был поврежден, погибли декорации и костюмы. И снова, как в истории с птицей Феникс, началось возрождение из пепла: воссоздание стен и репертуара театра.
Менялись времена. Изменился общественный строй в нашей стране. Поменялось название театра консерватории: в 1994 г. он получил статус Государственного театра оперы и балета СПб консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Название отражает новое содержание деятельности театра. Сейчас он располагает большим профессионально подготовленным балетным коллективом, в репертуаре которого спектакли «Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Кармен-сюита», «Русский балет Серебряного века», «Хореографические миниатюры Якобсона» и др. Балетные постановки театра выгодно отличаются чистотой стиля и изысканностью. Творческая жизнь балета театра консерватории тесно связана с работой кафедры хореографии, которую семнадцать лет возглавлял главный балетмейстер театра, Народный артист СССР, профессор Н. А. Долгушин.
Изучение истории хореографического искусства, бережное восстановление авторских темпов и забытых купированных фрагментов из традиционно репертуарных спектаклей позволяют «оживлять» балетное прошлое. Столь же тщательно осуществлялась работа Долгушина по созданию современных хореографических произведений.
Государственный театр оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова – уникальное явление, не имеющее аналогов в мире. Профессиональный театр, располагающий оперной и балетной труппой, оркестром и хором, одновременно является первоклассной базой для стажировки студентов консерватории.
Творческая жизнь театра неразрывно связана со всеми театрами и музыкальными вузами, где работают выпускники и стажеры петербургской (ленинградской) консерватории – в России, в странах Европы, Америке. На сцене театра начинали петь С. Преображенская, П. Лаврова, Е. Образцова, И. Богачева, К. Изотова, Ю. Марусин, Е. Нестеренко, В. Атлантов, Г. Селезнев, С. Лейферкус, К. Плужников...
За дирижерским пультом дебютировали Э. Грикуров, А. Мелик-Пашаев, Е. Мравинский, О. Дмитриади, Н. Рабинович, И. Мусин, К. Симеонов, Ю. Симонов, М. Янсонс, Ю. Темирканов, В. Чернушенко, В. Гергиев... Здесь раскрыли свои творческие возможности балетмейстеры Г. Алексидзе, Ч. Замуэль, Б. Эйфман, Н. Долгушин, режиссеры Э. Каплан, В. Чарушников, А. Киреев, Р. Тихомиров, Э. Пасынков... И это – только часть славных имен, которые составляют гордость отечественной музыкальной культуры. С каждым годом их становится все больше, и значительную роль в этом играет симбиоз консерватория – театр, который рождает громадный творческий потенциал. За последние годы из стен театра вышли известные во всем мире вокалисты Анна Нетребко, Ирина Джиоева, Даниил Штода, Евгений Акимов, Ольга Трифонова, Евгений Никитин, Ирина Матаева, Татьяна Павловская, Марианна Тарасова...
Репертуар театра, сохраняя классическую основу, обновляется и расширяется, но творческая установка остается неизменной: будущие профессионалы должны пройти строгую школу, глубоко вникая в стилистику, исторические особенности и законы жанра исполняемого произведения. К большой радости любителей классического искусства шедевры оперы и балета идут в театре в традиционном варианте, без имплантаций «современного видения проблемы». И в этом смысле консерваторский театр – хранитель традиций.
Зрелые мастера, когда-то дебютировавшие в театре, возвращаются сюда, чтобы воплотить свои творческие замыслы. Так, М. Янсонс поставил здесь «Богему» Пуччини, С. Стадлер осуществил постановки «Пиковой дамы» Чайковского и «Троянцев» Берлиоза, а бывший стажер консерватории, немецкий дирижер О. Ведер поставил «Дуэнью» Прокофьева. Сейчас главным дирижером театра является недавний выпускник консерватории, лауреат Международного конкурса дирижеров им. С. Прокофьева Александр Сладковский. В круг его художественных интересов входят как театральные постановки, так и симфонические и вокально-симфонические концерты.
Вечно молодой, готовый к смелым экспериментам, но хранящий исторические традиции, Театр в союзе с Консерваторией был и остается одним из центров музыкальной жизни Петербурга и страны.
Народный артист СССР, профессор, кавалер ордена Науки и культуры Екатерины Великой Никита Александрович Долгушин. Замечательный классический танцовщик, хореограф, педагог, художник, основатель новой балетной школы, убежденный приверженец интеллектуального балета, проникнутого аристократизмом и утонченностью. Его творческий путь начался в конце 1950-х гг., после окончания хореографического училища им. А. Я. Вагановой. В 1960–1970-е гг. Долгушин был кумиром поклонников балетного искусства. Критика единодушно отмечала элегантность и отточенность его исполнительской манеры, высокую культуру и интеллектуальность артиста. Долгушин станцевал весь без исключения классический репертуар на лучших сценах мира: Мариинском и Большом театрах, в Париже, Лондоне, Вене, Токио и др. Являясь главным хореографом Государственного театра оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории, он осуществил целый ряд уникальных постановок, среди которых яркие и неповторимые русские балеты Серебряного века: «Лебединое озеро», «Жизель», «Щелкунчик», «Спящая красавица», оригинальное сочинение «Сны» на музыку Чайковского, собственные версии «Половецких плясок» Бородина и «Кармен-сюиты» Бизе-Щедрина.
Главный дирижер театра – Александр Витальевич Сладковский. Окончил Московскую Государственную консерваторию им. П. И. Чайковского и Санкт-Петербургскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова (класс профессора В. А. Чернушенко). В 1997 г. дебютировал в Государственном театре оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории оперой Моцарта «Так поступают все...» В мае 1999 г. Александр Сладковский был удостоен звания лауреата на третьем Международном конкурсе дирижеров им. С. С. Прокофьева. Ведет активную концертную деятельность с симфоническим оркестром театра в России и за рубежом, а также дирижирует оркестрами Германии, Италии, Югославии, Кореи и ведущими оркестрами Санкт-Петербурга и Москвы. В его концертном репертуаре представлены сочинения самых разных стилей и направлений – от раннего барокко до музыки последних десятилетий XX в.
Валерий Робертович Карапетьянц. Родился в 1952 г. в Ленинграде. После окончания Ленинградской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова был артистом оркестра Ленинградской Филармонии (Заслуженного коллектива РСФСР) под управлением Е. Мравинского. С 1998 г. работает в Театре консерватории. С 2001 г. – начальник отдела специальных проектов. С 2002 г. – заместитель директора театра.
Гинтаутас Наполеонович Жяльвис. Окончил Ленинградскую консерваторию им. Н. А. Римского-Корсакова. Кандидат искусствоведения, доцент кафедры музыкально-сценического мастерства, член Ученого совета Петербургской консерватории. В качестве режиссера-постановщика руководит многими оперными спектаклями в Театре консерватории, обеспечивает оперную практику студентов на сцене театра. |
|
|