|
| |
Муниципальное унитарное предприятиеХабаровское пассажирское автотранспортное предприятие № 1 |
|
|
|
ХПАП-1 – системообразующее, поскольку именно оно определяет транспортную ситуацию в городе. В 2010 году ему исполняется 40 лет. В современных жестких экономических условиях руководством предприятия решаются задачи по модернизации оборудования, увеличению парка машин, компьютеризации технологических процессов, внедрению достижений научно-технического прогресса.
Первый автомобиль появился в Хабаровске в 1912 году. Частный предприниматель Шошин выписал из Германии шестиместное авто и намеревался открыть пассажирское сообщение между городом и базой Амурской речной флотилии. Горожане бурно приветствовали это начинание, хотя предприниматель установил высокую стоимость проезда по маршруту – 75 копеек. Спустя полгода местная пресса сообщала: «… по улице Муравьева-Амурского, ходил автомобиль и извозчикам приходилось плохо – местные лошади не освоились со своим железным собратом и страшно пугались».
В 1923 году на улицы Хабаровска вышел первый автобус. А в следующем году открылся регулярный автобусный маршрут, связавший главные ворота города – речную пристань и железнодорожный вокзал. Автобус тех лет представлял собою грузовик с установленной на него будкой для пассажиров.
В 1930 году в городе было зарегистрировано уже более 100 автомобилей, а количество гужевого транспорта постоянно сокращалось.
К 1940 году в Хабаровске действовало пять автобусных маршрутов. Тогда же был создан Краевой отдел коммунального хозяйства и автотранспорта. Эта структура многократно переименовывалось и реорганизовывалась. Наконец, в 1970 году на базе Автотранспортного предприятия № 1 был организован Филиал Автоколонны1270, призванный осуществлять городские пассажирские перевозки. В него из автоколонны были переведены 35 автобусов и 165 работников – водителей, кондукторов и ремонтников.
В 1973 году, в связи с увеличением числа городских маршрутов, филиал автоколонны был реорганизован в Хабаровское производственное объединение пассажирского автотранспорта (филиал № 1).
Спустя пять лет численность работающих на предприятии достигла 730 человек, а его парк насчитывал 200 автобусов. Филиал обслуживал все автобусные маршруты города.
Сегодня автопарк ХПАТП-1 составляют 300 автобусов. Автопредприятие обслуживает 36 городских и 14 пригородных сезонных маршрутов. Только оно в городе осуществляет перевозки пассажиров всех льготных. За год ХПАТП-1 перевозит 55124,0 тысяч человек.
За годы существования предприятия его специалистами были разработаны и освоены десятки маршрутов. Особая гордость – сохраненная целостная технологическая цепочка: от планирования маршрутов до выхода машин на линию.
Конкурировать в плане экономической эффективности с «коммерческим транспортом» муниципальному АТП не приходится.
«…Только мы работаем на самых нерентабельных периферийных маршрутах, там, где количество пассажиров – единицы, – поясняет директор ХПАТП-1 Алексей Алексеевич Деменок. – Жители малонаселенных окраин города остро нуждаются в наших услугах, поэтому мы их перевозим независимо от того, сколько пассажиров везем в салоне автобуса и имеют они льготы на проезд или нет».
Преодолевать трудности предприятию помогают городские власти. Так, в 2008 году коллектив ХПАТП-1 получил из рук мэра Хабаровска ключи от 30 южнокорейских автобусов. Для этого из бюджета города было выделено около 15 миллионов рублей. А всего за последние восемь лет при поддержке городской администрации было закуплено 187 машин, которые сегодня исправно работают на хабаровских дорогах. И пусть эти автобусы не новые, но вполне добротные. В их достоинствах местные водители уже убедились – они надежны и экономичны в эксплуатации, комфортны для пассажиров.
По проекту, инициированному премьер-министром России В. В. Путиным, Хабаровск ноябре 2009 года получил 29 новых отечественных автобусов НЕФАЗ 5299, производства Нефтекамского машиностроительного завода. Федеральный центр оплатил 70 % их стоимости, еще 30 – доплатила мэрия города. Впервые за многие годы муниципальный автопарк пополнится абсолютно новыми машинами.
В современных жестких экономических условиях предприятию удается не только выживать, но и наращивать обороты. В последние годы неуклонно увеличивается число обслуживаемых маршрутов. Есть заметные успехи в улучшении качества технического обслуживания и ремонта автопарка, повышении квалификации персонала.
Автобусы ХПАТП-1 оборудованы спутниковой системой слежения ГЛОНАСС, позволяющей контролировать движение машин на маршрутах. И при поломках или авариях оперативно выпускать в рейс дополнительный транспорт. Обе производственные базы ХПАТП-1 имеют серьезное материально-техническое оснащение. Здесь расположены ремонтные мастерские, теплые гаражи-стоянки, автозапраправочные станции, кабинеты безопасности движения, охраны труда.
Приоритетное направление в работе муниципального автопредприятия – обеспечение безопасности пассажиров. Диагностика технического состояния автобусов проводится дважды в год. Дорогостоящее оборудование для этой цели было закуплено мэрией Хабаровска. Все водители автобусов, независимо от стажа, ежегодно проходят обучение по 20-часовой программе.
Рассказывая о сегодняшнем дне ХПАТП-1, нельзя не упомянуть о налаженном социальном партнерстве между мощной профсоюзной организацией и руководством предприятия. Один из результатов этого – хорошие условия труда коллектива АТП. На предприятии для работников имеются столовая, парикмахерская, здравпункт с кабинетом физиотерапии, комнаты отдыха. Профсоюз оплачивает 40 % стоимости санаторно-курортных путевок. Прямо на территории ХПАТП-1 расположен настоящий спорткомплекс, где можно поиграть в настольный теннис, волейбол, бильярд, мини-футбол, поупражняться в стрелковом тире. Эти спортивные «мощности» позволяют не только поддерживать физическую форму трудовому коллективу, но и традиционно занимать предприятию высокие места в городских и отраслевых спартакиадах.
Сегодня в ХПАТП-1 трудятся более 1700 человек. Автопредприятие заслуженно гордится своими передовиками. Среди них – два кавалера ордена Трудовой Славы, семеро Почетных работников транспорта, 28 – Почетных автотранспортников, 88 обладателей нагрудного знака «За работу без аварий». Немало работников удостоено почетными грамотами и благодарностями министра транспорта России, губернатора Хабаровского края и мэра Хабаровска. 29 человек представлены в 2009 году к награждению юбилейной медалью «200 лет транспорту России». За долгие годы на предприятии сложились целые трудовые династии: Левочкины, Гордеевы, Кугаевские, Дорошенко, Зубаревы и многие другие.
На протяжении всей своей истории Хабаровское пассажирское автотранспортное предприятие № 1 славилось своими профессионалами. А водители ХПАТП-1 – это вообще отдельный бренд, высокую цену которому хорошо знают на всех автопредприятиях Хабаровска. И сегодня, несмотря на все сложности, АТП есть чем гордиться.
Подтверждением тому – результаты ежегодного городского конкурса профмастерства «Лучший по профессии», прошедшего в 2009 году. Его победителем в командном первенстве стала команда водителей и кондукторов МУП «ХПАТП № 1». В личном первенстве призовые места заняли Д. В. Рогальский, Е. Ю. Чашкина, М. В. Козырев, Г. В. Лукьянов, В. М. Новолодская, М. В. Владимиров. По итогам конкурса коллектив предприятия был удостоен благодарности мэра Хабаровска.
Отдельно стоит сказать о художественной самодеятельности в коллективе предприятия.. Ансамбль народной песни и музыки «Каравай» (руководитель – В. В. Володин) и хор русской песни «Родные просторы» (руководитель – В. И. Щербаков) выступают с концертными программами как у себя на предприятии, так и вне его стен – в поселковых домах культуры, домах ветеранов войны и труда. Ансамбль «Каравай» – неоднократный лауреат фестиваля «Хабаровская весна», дипломант Дальневосточного фольклорного фестиваля «Живая Русь», а также Дальневосточного регионального фестиваля «Песня начинается с Востока».
Артистов ХПАТП-1 охотно приглашают к участию в городских и краевых праздничных мероприятиях. «Запевалой» в творческом процессе выступает председатель профкома В. Т. Остапенко, который сам и поет, и стихи читает.
Единым коллективом встречают на автопредприятии и праздники. Торжества, устраиваемые здесь, отличаются душевностью и теплотой. Поэтому готовятся к ним, как к семейным праздникам. К Масленице, например, работники ремонтных мастерских специально изготавливают в нескольких экземплярах многоместные праздничные сани для катания с гор. Повара столовой выпекают тысячи блинов. К праздничным хлопотам подключаются «специалисты» по изготовлению чучела и бригада «массовиков-затейников», профсоюз закупает призы. На праздник приходят семьями, с детьми и внуками.
И, конечно же, в ХПАТП-1 всегда помнят о своих ветеранах, людях отдавших годы своей жизни родному предприятию и неравнодушных к его будущему. Их приглашают на все торжества и важные мероприятия, им оказывают посильную помощь в решении бытовых проблем. При профкоме активно работает Совет ветеранов.
Достижения Хабаровского пассажирского автотранспортного предприятия № 1, по мнению его директора, – это, прежде всего, результат слаженной работы всего трудового коллектива. Благодаря этому решена главная задача – хабаровчане и гости Дальневосточной столицы обеспечены надежными и безопасными перевозками. |